Для начала работы важно определить основные понятия, характеризующие типы конфликтов в современной компании.
Конфликт - это ситуация, в которой два или несколько участников воспринимают позиции оппонентов как противоположные, а действия, совершаемые с этих позиций, как несущие непосредственную угрозу.
Организационный конфликт — это противоречие, возникающее между работниками, коллективами организации в процессе их совместной трудовой деятельности из-за противоположности (несовпадения) интересов, отсутствия согласия, даже конфронтации в процессе решения каких-либо деловых вопросов[4, c. 6].
Межгрупповой конфликт - конфликт между различными группами как субъектами деятельности.
Межличностный конфликт - конфликт между конкретными личностями по различному спектру вопросов.
Мотивационный конфликт - конфликт, вызванный наличием большого количества нереализованных желаний личности[1, c. 48].
Нравственный конфликт - конфликт, вызванный несоответствием рабочих заданий моральным нормам, разделяемым личностью.
В связи с особенностями конфликтов в современной компании следует рассмотреть и смежные понятия: психологическая профилактика, психологический климат, стресс.
Психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем, социально-психологических конфликтов[3, c. 187].
Психологический климат - это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности коллектива.
Стресс - это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
Индивид - конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями[3, c. 29].
Личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.
Субъект - источник целесообразной деятельности. Обладатель способностей ставить цели, определять средства достижения целей, планировать и осуществлять действия.
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, его неповторимость, уникальность.
В современной организации очень важным аспектом является индивидуальное поведение человека в связи с конфликтами. Существует множество факторов, которые влияют на поведение человека в организации. При устройстве на работу как сам кандидат на определенную должность в организации, так и работодатель, оговаривают своего рода контракт относительно взаимных ожиданий. Работодатель ожидает выполнения стандартных функций, решения стандартных задач и, соответственно, поведения сотрудника, соответствующего этим стандартам. В свою очередь сотрудник ожидает получения заслуженного вознаграждения, получения посильных задач, обеспечения всеми необходимыми ресурсами, включая оборудование, обучение, эффективное руководство.
Далее отметим, что в любой организации индивиды объединяются в группы. Причем группы эти могут быть как формальными, так и неформальными. Группа играет большую роль в организационном поведении, поскольку хорошо интегрированная группа может выполнять значительно более сложные задачи и с гораздо большей производительностью, чем то же количество индивидов по отдельности.
Группа - это объединение некоторого количества людей, которые взаимодействуют в рамках деятельности по достижению общих целей и воспринимают себя в качестве единого целого. В любой группе можно наблюдать определенную структуру взаимоотношений. Исследователями были выделены следующие факторы успеха работы группы, позволяющие избежать конфликтов [2, с.167].