В России развитие клинической психологии брали начало в психологических исследованиях русских и французских психиатров конца XIX века (, И. Тэн, Р. Рибо, П. Жане Ж.-М. Шаркен). Затем в России исследованиями в области патопсихологии занимались И.А. Сикорский, С.С. Корсаков, В.Х. Кандинский, В.М. Бехтерев, а так же другие психиатры.
Психологическая лаборатория, которая являлась первой, была открыта В.М. Бехтеревым при психиатрической клинике Казанского университета в 1885г. Если обратиться к ХХ веку, то здесь многие исследования проводились на базе, известного на то момент Психоневрологического института им. Бехтерева.
Что касается развития клинической психологии в мире, то в России значительный вклад внесли многие знаменитые отечественные исследователи и деятели науки. Такие, как В.П. Осипов, И.П. Павлов, Г.Н. Вырубов, В.Н. Мясищев. Организационный вклад и научный, в развитие клинической психологии в последние годы вносил известный ученик Мясищева. Это Б.Д. Карвасарский.
Если обратиться к настоящему времени, то на данный момент клиническая психология одна из наиболее популярных прикладных отраслей психологии. У которой огромные перспективы развития, как в России, следовательно, так за рубежом.
Как известно научная клиническая психология и ее собственно зарождение относится к концу XIX в. В это время известный Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В данном институте так же обучались, работали, проводили исследования психологи, которые на сегодняшний день могут считаться основателями клинической психологии.
Понятие клинической психологии принадлежит американецу Лайтнеру Уитмеру. Он получил ученую степень в Лейпциге, после чего вернулся на свою родину - в США и начал работу Пенсильванского университета на факультете психологии соответственно. Что касается понятия «клиническое» он взял из медицины. При этом он не подразумевал под этим, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической деятельностью, ни медицинскую психологию. Он имел в виду конкретно работу с отдельными конкретными случаями. Уитмер в дальнейшем не проявил продолжение развития этой дисциплины.
Читать дальше
Анализ деятельности, как об этом во многих работах рассматривал т опиывал А. Н. Леонтьев, будет производиться через анализ изменения мотивов. Так же в своих работах он указывает на тесную связь мотивов и потребностей. При этом анализ потребностей чаще проведен через раскрытие их предметного содержания. Леонтьев дает понять, что «это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности».
Опосредование и иерархическое построение, и усложнение мотивов, берет начало у детей с дошкольного возраста, и происходит дальше в течение всей жизни. Мотивы начинают терять свой непосредственный характер. Мотивы начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, за тем происходит подчинение одних мотивов другим. К примеру, желание овладеть каким-нибудь видом спорта - футболом, как общий мотив поведения включает в себя целый ряд частных: овладеть нужными знаниями, усвоить определенные навыки, приложить усилия в физическом развитии и многое другое.
Наличие дополнительных ведущих мотивов не устраняет их необходимости. Это происходит из-за того, что непосредственно именно стимулирующих поведение. Важно сделать акцент на то, что отсутствие тех самых важных - ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Представляете поход в магазин без надобности данного похода? Данный ведущий мотив может и обеспечивает возможность опосредование и иерархии мотивов.
Иерархия мотивов может и является относительно устойчивой, из чего следует, что она и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Наиболее отчетливо эти закономерности можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто, позволяя проследить его отдельные этапы. Одной из адекватных моделей для анализа оказались нарушения личности, выступающие при хроническом алкоголизме, наркомании или иной аддикции.
Читать дальше