Развитие с началом реформы 80-90-х годов прошлого века предпри-нимательской деятельности, активизация в связи с этим потребительской активности граждан позволило сформировать в нашей стране достаточно полноценный потребительский рынок.
Все это потребовало от Российского государства создать определен-ные рычаги и механизмы, обеспечивающие нормативное регулирование общественных отношений, связанных с функционирование рынка потреби-тельских товаров и услуг.
Важным элементом правового регулирования в этой сфере является нормативное определение термина «потребительский рынок». Появление этого понятия в реалиях социальной и правовой жизни нашего общества привело к возникновению в правоведческой литературе различных подхо-дов к его юридическому определению.
Так, в частности, по мнению Г.Б. Царевой, «…потребительский ры-нок — это система политических, социально-экономических, правовых, технических, организационных, психологических и иных отношений, воз-никающих между субъектами потребительского рынка по поводу соблю-дения установленных требований к товарам (работам, услугам), процессу их реализации, а также правового режима деятельности продавцов в связи с реализацией товаров, выполнения работ и оказания услуг» [27, с.17].
Н.А. Резина полагает, что потребительский рынок — это обществен-ные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между государством, изготовителем, исполнителем, продавцом и потребителем в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и иных стадий жизненного цикла товаров, работ и услуг [21, с.15-16].
По мнению, С.И. Гирько товарные рынки представляют собой систе-му отношений между производителями, потребителями, посредниками, другими организациями, целью которой является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначе-ния [13, с.15].
А.Н. Кокорев, Р.А. Русакова рассматривают потребительский рынок как социально-экономическую и правовую систему, обеспечивающую вза-имодействие продавцов и покупателей по поводу реализации товара [16, с.46].
Н.Н. Таскаев дает следующее определение потребительского рынка и сферы как области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли [23, с.88-89].
В.Н. Ульянова, анализируя вопрос о потребительском рынке с пра-вовых позиций, предлагает рассматривать этот феномен как совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и работ, и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, кон-тролируемых и охраняемых государством, т.е. правил торговли и оказа-ния услуг [25, с.70-71].
И.Б. Цимбалистов, также пытаясь выявить понятие потребительского рынка с точки зрения права, полагает, что сущность его можно опреде-лить, рассматривая потребительский рынок как совокупность социально-экономических отношений между неопределенным кругом потребителей и продавцов, осуществляемых на основе договоров с целью реализации то-вара, исходя их его потребительских свойств, обеспечиваемой государ-ством правовой регламентацией, возможностью контроля и применения мер ответственности [28, с.48].
По мнению В.М. Безденежных, потребительский рынок — это «…социально-экономические отношения, в процессе которых на основе рыночных отношений осуществляется реализация товаров и услуг потре-бителям» [9, с.49-50].