Процесс развития и становления ребенка связан с его познанием мира в процессе которого происходит закладка основных процессов коммуникации и отношения ребенка к другим людям и окружающему миру. При изучении ребенком природы главным моментом помимо получения знаний и удовлетворения потребности в знаниях, необходимо осуществлять формирование особого отношения к окружающему миру. Природа в сознании человека должна быть одним большим и целым организмом, который требует внимательного отношения и заботы со стороны человека. Дети должны быть знакомы с тем, что негативное вмешательство человека в экосистему леса может сопровождаться катастрофой.
Дошкольники представляют собой начальный этап становления личности и данный период характерен тем, что именно тогда закладываются основы личности. Экологическое воспитание имеет определенную цель – начало формирования экологической культуры, которое представляет собой непременно правильное отношение ребенка к окружающей природе, а так же к вещам природного происхождения. Отношение к природе складывается на необходимых знаниях и сведениях экологического характера.
Большую значимость имеет знакомство детей с экосистемой планеты. Экологические системы представляют собой совокупность живых организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которых осуществляется биологический круговорот.
Лес, луг, поле представляют собой привычные экосистемы в отличие от макросистем (суша, материк) - более меньшая по размеру. Важная особенность экосистемы – это способность самовосстанавливаться.
Читать дальше
Для формирования и разработки методики ознакомления школьников с экосистемой леса могут быть использованы различные современные технологии, которые позволят получать знания в более реалистичном виде.
Демонстрационные учебные материалы можно представить в виде слайд-шоу на видеопроекторе. Видеопроектор размещается в просторном помещении, где установлен стол для техники, стулья для детей. В процессе проведения видео лекции воспитатель может располагаться рядом и совершать рассказ или комментарии к материалу.
Демонстрационные карточки, карты и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы делают рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы образным, позволяют продемонстрировать ребенку то, что стоит за рассказом воспитателя и недоступно пока его наблюдению.
Каждое детское дошкольное учреждение имеет различный иллюстративный материал, который отражает тему экосистемы леса с представленными картинками животных, растений, птиц.
Большую ценность представляют различного рода плакаты с изображением экосистемы леса. На плакате представлены все моменты методики ознакомления с экосистемой леса:
-Сезонность леса.
-Наличие цепочки питания.
-Многоуровневость леса.
Более реалистичное представление об экосистеме леса позволит продемонстрировать видео-фильм, представленный на телевизоре или проекторе.
Так же важно иметь наличие аудиопроигрывателя для прослушивания звуков животных, звуков леса. Дети могут играть или ухаживать за растениями в живом уголке под звуки леса и пение птиц, для проецирования присутствия ребенка в лесу.
Читать дальше
1. Интернет-ресурс: http://www.maam.ru/stati/pedagogika-i-obrazovanie/vospitanie-yekologicheskoi-kultury-na-osnove-predstavlenii-o-lese.html
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
3. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека Среды: Словарь-справочник. - М.:Просвещение, 1992
Читать дальше