Актуальность темы.
Условия современного глобального мира таковы, что в развитии экономики чрезвычайно важное место занимает рынок трудовых ресурсов. Мы становимся свидетелями колоссальной научно - технологической революции. Людям приходится заниматься непрерывным освоением все новых высоких технологий. Повсеместное распространение компьютерных сетей требует от человека овладения основными компьютерными навыками. Такие условия делают необходимой уже не единичную, но массовую творческую деятельность в экономике.
Общеизвестно, что макроэкономическая ситуация в государстве складывается из успешной экономической деятельности отдельных предприятий и организаций.
Одним из условий эффективной и плодотворной деятельности предприятия или организации является наличие грамотной кадровой политики.
Компетентная кадровая политика, ориентированная на работу с уже имеющимися на предприятии трудовыми ресурсами, поможет повысить эффективность работы организации, увеличить уровень производительности труда, создать в коллективе благоприятный психологический климат.
Еще совсем недавно, во времена СССР, в условиях плановой экономики проблемы занятости в общественном производстве не стояло вовсе. Резервы занятости были неограниченными, и задачей работы с трудовыми ресурсами было только одно: вовлечь в производство все трудоспособное население в соответствии с принципом «кто не работает, тот не ест».
Многие десятилетия в социальном климате общества преобладала всеобщая обязательная трудовая деятельность и приоритет общественных интересов над личными.
Процессы перехода к рыночной экономике поставили во весь рост проблему занятости населения, проблему безработицы.
Итак, сейчас одна из важнейших структурных составляющих в национальной и мировой экономике – это рынок трудовых ресурсов.
Преподаватели и студенты должны ясно понимать, что от эффективности и результатов процесса обучения в значительной мере зависит социальная значимость и дальнейшее жизненное благополучие учащихся.
Поэтому проблема качества образования, отношения студентов к процессу обучения на сегодняшний день особенно актуальна.
Читать дальше
Качество получаемого студентами образования оставляет желать лучшего. Многие работодатели жалуются на низкий уровень подготовки молодых специалистов, на отсутствие у них не только опыта, но и базовых знаний.
2. Постановка вопроса.
Каким конкретным образом происходит обучение в высшем учебном заведении? Как студенты осуществляют процесс получения знаний? Каким способом они готовятся к семинарскому занятию?
3.Цель исследования.
Выяснить, какова стратегия подготовки студентов к семинарскому занятию.
4.Задачи исследования:
Выяснить, как молодые люди представляют себе процесс подготовки к семинарскому занятию;
Выделить и обосновать этапы подготовки к семинарскому занятию;
Описать последовательность действий по подготовке к семинарскому занятию;
Выделить характерные групповые особенности подготовки к семинарскому занятию;
Описать самые интересные и полезные индивидуальные методы подготовки к семинарскому занятию.
5. Объект исследования – учебный процесс в высшем учебном заведении.
6. Предмет исследования – особенности подготовки к семинарскому занятию в группе студентов.
7.Гипотеза исследования: .
Читать дальше
Результаты социологического исследования позволяют сказать, что уровень подготовки к семинарским занятиям в группе студентов достаточно высок.
Из десяти опрашиваемых только двое не готовятся к семинарским занятиям, а восемь человек занимаются такой подготовкой.
В качестве главной помехи в подготовке к занятиям приход соседей по общежитию назвали двое, уборку в комнате и секции – двое, посещение соцсетей в интернете и онлайн-игры – четверо, походы в клуб, кино, кафе – двое.
Утром и ночью к семинарскому занятию не готовится никто, днем – двое, вечером – шестеро.
Из всех студентов, которые готовятся к занятиям, подготовку в выходные на всю предстоящую неделю осуществляет только один, остальные семеро готовятся в течение недели по мере необходимости.
Из восьми студентов готовятся непосредственно перед семинарским занятием четверо, в день выдачи задания к семинарскому занятию – двое, за несколько дней до семинарского занятия – двое.
Литературу общего абонемента для полготовки используют трое, статьи и журналы в общем читальном зале - трое, берут литературу на дом – двое.
Готовые доклады и рефераты из сети Интернет используют двое, электронные учебники – трое, научные онлайн-журналы - двое, аналитику – один.
Все студенты, которые готовятся к семинарскому занятию, осуществляют подготовку вместе с другими студентами. Совместно читают книги двое, совместно пользуются электронными источниками - двое, обсуждают результаты подготовки – двое, вместе готовят доклады – двое.
Из десяти студентов шестеро никогда не отказывались от своих обязательств по подготовке к семинарскому занятию. Двое просто не являлись на семинар, двое отказывались выступать с докладом с передачей задания другому студенту.
Из числа опрошенных считают возможной коллективную ответственность группы за семинар четверо, отрицают такую ответственность также четверо, и двое затруднились с ответом.
Читать дальше
Таким образом, можно сказать, что к подготовке семинарских занятий студенты группы подходят серьезно.
Не готовятся к семинарским занятиям только двое студентов из десяти опрошенных.
Не выполняли свои обязательства по семинарам четверо из десяти, причем двое просто не являлись на семинар, а двое передавали свои обязательства другим студентам.
На основании полученных данных мы можем обрисовать наиболее распространенную в группе стратегию подготовки к семинарскому занятию: получив задание, студент «тянет время» до самого семинара и готовит его в последний день с использованием литературы в общем читальном зале и электронных учебников в сети Интернет. Готовятся к семинару студенты совместно – вместе читают книги, готовят доклады, пользуются электронными источниками.
Вследствие этого многие из группы считают, что существует не только личная, но и коллективная ответственность группы за подготовку к семинарским занятиям.
Подводя итог, можно сказать, что престиж и практическая ценность образования для молодых людей имеют высокое значение, они старательно и ответственно подходят к обучению и подготовку к семинарским занятиям осуществляют своевременно.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Просвещение, 2007.
2. Гумплович Л. Основы социологии. М.: Либроком, 2010
3. Осипов Г.В. Социология. М.: ЛКИ, 2012
Читать дальше