Международное космическое право возникло недавно: первый ис-кусственный спутник земли был запущен Советским Союзом 4 октября 1957 г., полет в космос Ю. Гагарина состоялся 12 апреля 1961 г., выход космонавта А. Леонова в открытый космос произошел 18 марта 1965 г., высадка американца Н. Армстронга на Луне была осуществлена 21 июля 1969 г.
Контуры международного космического права были определены главным образом СССР и США. Круг государств, участвующих в освое-нии космоса, до сих пор является довольно ограниченным. Космическое право пока еще не опирается на значительную практику, оно скорее уста-навливает ориентиры на будущее, а не регулирует повседневные вопросы международных отношений.
Источники международного космического права носят главным об-разом договорный характер, хотя некоторые из соответствующих между-народных договоров рассматриваются как отражающие обычное право. При помощи международного обычая решена проблема делимитации космического и воздушного пространств; граница между ними установле-на на высоте 100 км (наименьшая высота орбиты искусственных спутни-ков). По некоторым вопросам, относящимся к исследованию и использо-ванию космического пространства, приняты акты «мягкого» права .
Первым актом, повлиявшим на содержание заключенных впослед-ствии международных договоров, стала Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использова-нию космического пространства, принятая Генеральной Ассамблеей в 1963 г. (Резолюция № 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г.).
Под влиянием Декларации 1963 г. был заключен Договор о принци-пах деятельности государств по исследованию и использованию космиче-ского пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. В соот-ветствии с Договором 1967 г. исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. Космическое пространство открыто для исследо-вания и использования всеми государствами без какой бы то ни было дис-криминации, на основе равенства и в соответствии с международным пра-вом, при свободном доступе во все районы небесных тел. Договор провоз-глашает недопустимость национального присвоения космического про-странства, включая Луну и другие небесные тела, ни путем провозглаше-ния на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни лю-быми другими средствами. Государства — участники Договора 1967 г. обязаны не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое ору-жие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Использова-ние Луны и других небесных тел возможно только в мирных целях, эти объекты объявляются полностью демилитаризированными. Космонавты провозглашаются посланцами человечества; все государства обязаны ока-зывать им помощь. В соответствии с Договором 1967 г. государства несут международную ответственность за национальную деятельность в косми-ческом пространстве независимо от того, осуществляется ли она прави-тельственными органами или неправительственными юридическими лица-ми. Каждое государство несет ответственность за ущерб, причиненный его космическими объектами, другому государству, его физическим или юри-дическим лицам. Государство, в регистр которого занесен объект, запу-щенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе на небесном теле. При исследовании и использовании космического пространства государ-ства — участники Договора 1967 г. должны руководствоваться принци-пом сотрудничества и взаимной помощи.
В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое про-странство, 1968 г. государство, которое получает сведения или обнаружи-вает, что экипаж космического корабля потерпел аварию или находится в состоянии бедствия, или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в откры-том море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно информирует власти, осуществив-шие запуск, и Генерального секретаря ООН. Государства должны пред-принимать все возможные меры для спасания космонавтов, а также воз-вращать их представителям властей, осуществивших запуск. Аналогичные меры должны быть осуществлены и в отношении космических объектов (информирование, спасание, возвращение) .
Конкретизация вышеуказанных положений имела место в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.
С рядом государств Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Соответствующее многосто-роннее соглашение с участием РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана заключено в 2000 г. Данные соглашения носят рамочный характер: в них определяются сферы сотрудничества (исследование кос-мического пространства, дистанционное зондирование, космическое мате-риаловедение, космическая медицина и биология, космическая связь, спут-никовое вещание и пр.) и формы сотрудничества (реализация совместных проектов, обмен информацией, материалами и оборудованием, разработ-ка, производство и поставка различных компонентов спутников, использо-вание наземного оборудования для обеспечения запусков и управления космическими аппаратами, организация программ подготовки и обучения кадров, обмена специалистами и пр.).