АгерийНумидий завещал свое имущество сыну Юлию с возложением на него обязанности предоставить половину жилого дома в пожизненное пользование жене НумидияАлксинии, доставлять ей средства содержания, осуществлять за ней пожизненный уход, обеспечивать питанием наравне с членами его семьи. Спустя год после вступления в наследство Юлий продал принадлежащий ему на праве собственности дом своему другу Эбуцию, который, став собственником дома, выселил из него Алксинию, чему стали свидетелями два гражданина Рима. К кому (Юлию или Эбуцию) должна предъявить свои претензии Алксиния? Как должен быть решен данный спор?
В данной ситуации нужно обратиться к Институциям Гая, которые являются источником римского права. Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски).
Институции. Книга 4.
153 Мы владеем, по-видимому, не только, если сами владеем, но также, если кто владеет от нашего имени, хотя бы он не был нам подвластен, каковы арендатор и наемщик городской недвижимости; равным образом, мы, по-видимому, владеем через тех, кому мы отдали вещь на сохранение или кому мы ссудили вещь безвозмездно, или предоставили бесплатное, пожизненное пользование жилищем, узуфрукт, или только пользование; это и называется, как говорят обыкновенно, мочь удерживать владение чрез всякого владеющего от нашего имени. Даже по мнению большинства юристов мы можем удерживать владение одним намерением и желанием (владеть для себя), т.е. хотя мы сами не владеем и никто другой от нашего имени, но мы, по-видимому, удерживаем владение тогда, когда уходим от него без намерения оставить это владение, а с целью вернуться к нему. О том, через кого мы можем приобрести владение, сказано во второй книге и нет никакого сомнения в том, что мы не можем одним намерением приобретать владение.
Читать дальше