Психология менеджмента является наукой, которая сформировалась и развивается на стыке двух дисциплин — теории управления и психологии.
Значит, основным предметом психологии управления (или, как сегодня модно говорить, психологии менеджмента) является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности. Отличительной особенностью психологии управления является то, что ее объект — это организованная деятельность людей. В свою очередь, под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.
Основная задача психологии менеджмента — анализ и использование психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы самого менеджера и управляемых им работников фирмы.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — таковы главные задачи, стоящие перед специалистами, исследующими проблемы психологии управления.
Изучение основных проблем и вопросов психологии управления призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления.
Читать дальше
1 Основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности
Психология менеджмента исходит, прежде всего, из учета индивидуально-психологических качеств личности .
Русский психолог академик Б.Г.Ананьев в своих работах главное внимание уделил диалектике индивидуального развития человека. Он обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, пред¬почтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.
Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я».
По мнению Б.Г.Ананьева, на основе оценки свойств личности можно создать ее психологический портрет, состоящий из следующих основных компонентов:
1. Направленность, в которой лежит мотивация деятельности личности, ее поведения и удовлетворения потребностей. Направленность бывает следующих видов: на задачу, на общение и на себя. Один человек может удовлетвориться только физиологическими потребностями и обеспечить безопасность существования. Другой, кроме этого, удовлетворит социальные потребности и потребности в самовыражении и реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога — выявить потребности, интересы, убеждения каждой личности и определить конкретную направленность ее мотивов.
Читать дальше
Таким образом, в процессе выполнения работы нами была изучена психология менеджмента.
Мы рассмотрели психологию менеджмента как науку, ее предмет и объект. Также в процессе выполнения работы мы сделали акцент на следующих вещах:
1. Нами были изучены основные компоненты, которые характеризуют психологический портрет личности.
2. Мы изучили характер, как совокупность свойств человека, которые проявляются в его поведении
3. Также нами было изучено понятие стиля управления
4. В процессе выполнения работы мы рассмотрели способности человека в группе психологических качеств
5. И наконец, мы выявили основные функции и принципы психологической службы, которая создается на предприятии.
Читать дальше
1. Веснин В.Г. Основы менеджмента: Учебник. — М., 2013
2. Кабушкин А.И. Основы менеджмента: Учебник .- Мн., 2013
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2012
4. Основы менеджмента: Практикум/ Под ред. Н.П.Беляцкого, Л.В.Дорошек.-Мн., 2012
5. Балдин И.В., Беляцкий Н.П., Дорошек Л.В., Медведева О.С. «Основы менеджмента» Учебно-практическое пособие. Мн.: 2013
6. Алешина И. Паблик рилейшн для менеджеров и маркетеров – М.: гном-пресс, 2013
7. Бовыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне внешних стандартов: теория и практика эффективного управления. – М.: 2013
8. Борман Д.Т. Менеджмент: предпринимательская деятельность в рыночной экономике. – Гамбург, 2012
9. Виханский О.С., Наумов А.Т. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2011
10. Виханский О.С., Наумова А.И. «Менеджмент»: Учебник для экономических специальностей вузов. - М.: Прогресс, 2012
11. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2011
12. Грачев М. Суперкадры управления: Учебник. – М.: Дело ЛТД, 2013
13. Грейсон Дж. и др. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М.: Экономика, 2011
14. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте: уроки основоположников менеджмента в управленческой практике: Пер. с англ.– М.: Дело, 2010
Читать дальше