Проанализируем доходы Иркутской области. Из приведенной таблицы видно, что общий объем доходов краевого бюджета с каждым годом возрастает. Так, в 2009 году он составлял 26825,3 млн. рублей, а к 2012 году вырос до 37824,4 млн. рублей. В процентном выражении прирост доходов краевого бюджета составил 41%. При этом наибольший прирост доходов был зафиксирован в кризисном 2010 году. Он составил 19,9%. В 2011 году доходы бюджета Иркутской области выросли на 10,4%. а в 2012 году – всего на 6,5%.
Следует отметить, что большой процент прироста доходов краевого бюджета в 2010 году обусловлен в основном увеличением объемов безвозмездных поступлений на 29,6% по сравнению с предыдущим годом. При этом, в основном динамика изменения объемов безвозмездных поступлений определяется динамикой безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, в 2010 году объем безвозмездных поступлений составил 18017,7 млн. рублей, то есть, как было отмечено выше, увеличился на 29,6%. В 2011 году он составил 17341 млн. рублей, то есть снизился на 3,8%, а к 2012 году объем безвозмездных поступлений составил 17165,5 тыс. рублей, или уменьшился на 1%. Объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в анализируемомпериоде показывал следующую динамику. В 2010 году он возрос на 31,8%, а в 2011 году уменьшился на 3,8%. В 2012 году объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по сравнению с 2011 годом практически не изменился.
Такая динамика безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации объясняется тем, что в связи с кризисными явлениями в экономике, происходившими в 2010 году, руководству субъекта было необходимо стабилизировать экономическую ситуацию в регионе. Для этого требовалось увеличить расходы бюджета на отдельные социально-значимые мероприятия, например на мероприятия, направленные на снижение уровня безработицы в регионе. Ввиду недостаточности собственных доходов краевого бюджета для осуществления указанных расходов был увеличен объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе дотации на выравнивание уровнябюджетной обеспеченности.
Обратим внимание на тот факт, что в 2012 году объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил 17368,3 млн. рублей, а общий объем безвозмездных поступлений – всего 17165,5млн. рублей. Это объясняется тем, что в 2001 году в федеральный бюджет были возвращены остатки прошлых лет от субсидий, субвенцийииных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Следует отметить, что рост объемов безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в целом за анализируемый период на 27% обусловлен, прежде всего, их значительным увеличением в 2009 году.
Читать дальше
Следует отметить, что доходы краевого бюджета в 2010 – 2011 годах росли более быстрыми темпами, чем его расходы. Однако в 2012 году рост расходов бюджета Иркутской области все же опередил рост доходов, поэтому по состоянию на 01 января 2012 года образовался дефицит бюджета в сумме 2294,1 млн. рублей.
Обратим внимание также на то, что в 2009 году дефицит краевого бюджета составлял 58,8 млн. рублей. В 2010 году, несмотря на экономический кризис в регионе, бюджет Иркутской области был исполнен с профицитом в сумме 130,8 млн. рублей. Возможно, это связано с увеличением объема дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, поступающих из федерального бюджета. В 2011 году профицит бюджета сократился более чем в 1,5 раза, несмотря на увеличение объемов дотаций, и составил 86,5 млн. рублей.
Рассмотрим расходы бюджета Иркутской областис момента его образования. Они представлены в приложении 2. Как видно из таблицы, общий объем расходов краевого бюджета имеет положительную динамику. Так, в 2009 году он составлял 26884,1 млн. рублей, а к 2012 году вырос до 40118,5 млн. рублей. В процентном выражении прирост расходов краевого бюджета составил 49,2%. Следует отметить, что наибольшее увеличение расходов произошло в 2010 году. Прирост расходов краевого бюджета за этот период составил 19,1%. В 2011 году расходы бюджета Иркутской областивыросли на 10,6%, а в 2012 году –на 13,3%.
Следует отметить, что большой процент прироста доходов краевого бюджета в 2010 году обусловлен в основном увеличением объемов расходов на национальную экономику на 61,0% по сравнению с предыдущим годом. Это можно объяснить тем, что по данному разделу проходят расходы на реализацию государственных полномочий в области содействия занятости населения. Как известно, в 2010 году в РФ произошел экономический кризис, в результате которого многие предприятия края находились на грани банкротства. В связи с этим Забайкальском крае резко вырос уровень безработицы. Следовательно, значительно увеличились расходы краевого бюджета на выплату пособий по безработице и досрочных пенсий.
Кроме того, тысячи рабочих находились на грани увольнения. Для недопущения усугубления экономической ситуации в регионе руководством края совместно с федеральными органами власти проводились мероприятия по стабилизации рынка труда. Была разработана Региональная программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Иркутской области. В рамках данной программы тысячи работников, находящихся под риском увольнения, были направлены на оплачиваемые общественные работы.
Следует отметить, что в 2011 году расходы на национальную экономику возросли всего на 10,1% и составили 4537,8 млн. рублей. В 2012 году произошло снижение расходов на указанное направление на 76,4 млн. рублей. Однако в целом за анализируемый период расходы по разделу «Национальная экономика» возросли на 74,3% и составили 4461,4 млн. рублей.
Читать дальше
Одной из основных проблем финансирования расходов бюджета Иркутской области является отсутствие достаточного объема доходов для финансирования расходных обязательств края. Следует отметить, что в России доходы региональных бюджетов формируются в основном за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а также за счет налоговых источников. Поэтому одной из наиболее важных проблем в части администрирования налоговых доходов является проблема уклонения от налогообложения и отсутствие оптимизации налоговых льгот.
Следует также отметить, что объем неналоговых доходов региональных бюджетов составляет лишь незначительную его часть, что свидетельствует о наличии ряда проблем, связанных с их администрированием.
К неналоговым доходам регионального бюджета, в частности, относят доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Рассмотрим проблемы администрирования такого неналогового дохода краевого бюджета, как часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Во-первых, доля чистой прибыли государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в региональный бюджет, установлена большинством органов исполнительной власти субъекта значительно ниже 10 % – доли, рекомендуемой федеральными органами власти. Сточки зрения повышения качества планирования доходов регионального бюджета, имеет смысл установить нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области минимальную долю прибыли, подлежащей перечислению в бюджет края (она может различаться по отраслям и быть равной фактически сложившимся показателям). В противном случае не исключена ситуация, когда несколько государственных унитарных предприятий обеспечивают выполнение всего бюджетного задания, доведенного до соответствующего органа исполнительной власти субъекта, а остальные подведомственные ему государственные унитарные предприятия платежей из прибыли в региональный бюджет не осуществляют [16, с. 32].
Во-вторых, следует отметить, что часть государственных унитарных предприятий владеет акциями акционерных обществ и имеет право на получение дивидендов. В случае, когда владельцем акций акционерных обществ является государственное унитарное предприятие, прибыль, полученная от финансовых вложений, является одним из элементов, образующих его чистую прибыль, от которой производится расчет доли, подлежащей перечислению в региональный бюджет. Представляется логичным отдельно определять долю прибыли от финансовых вложений государственных унитарных предприятий по нормативам, значительно превосходящим сложившиеся нормативы изъятия их прибыли.
Читать дальше
В целях решения проблемы оптимизации налоговых льгот, обозначенной выше, необходимо отказаться от неэффективных налоговых льгот, в пользу льгот, стимулирующих рост инвестиций в экономику края, имеющих социальную и общественную значимость.
При осуществлении данного мероприятия для определения категории налогоплательщиков, которым будут предоставляться льготы в соответствии с законодательством Иркутской области, необходимо учитывать следующие принципы:
– наличие перспективы роста доходной части краевого бюджета в результате предоставления льгот;
– использование в определенной мере труда работников, нуждающихся в социальной защите;
– участие налогоплательщиков в инвестиционной деятельности в соответствии с приоритетами социально-экономического развития края;
– исключение встречных финансовых потоков с целью экономии бюджетных средств;
– социальная значимость отдельных льгот, предоставляемых налогоплательщикам – физическим лицам.
Оптимизация налоговых льгот приведет к сокращению выпадающих доходов краевого бюджета, связанных с предоставлением налоговых льгот, развитию налоговой базы Иркутской области, совершенствованию мер государственной поддержки отдельных категорий налогоплательщиков при наличии разработанного и утвержденного порядка проведения оценки бюджетной и социальной эффективности предоставления (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Бюджетная эффективность предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот рассчитывается как отношение прироста налоговых поступлений в краевой бюджет за отчетный период к сумме выпадающих доходов краевого бюджета, обусловленных предоставлением льгот.
Следует отметить, что оценка социальной эффективности должна производится с учетом основных социально-значимых факторов: сохранения занятости населения; создания новых рабочих мест; создания благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышения социальной защищенности населения; поддержки организаций и (или) проведения мероприятий, имеющих социальную и (или) общественную значимость.
Реализация предложенного мероприятия позволит соблюсти баланс между социальной и бюджетной эффективностью предоставляемых налоговых льгот. Однако осуществление данного мероприятия должно предусматривать следующую последовательность действий:
– проведение анализа действующего законодательства Российской Федерации и Иркутской областио налогах и сборах в целях определения возможностей по сокращению действующих налоговых льгот, уточнения полномочий исполнительных органов государственной власти Иркутской областив части предоставления налоговых льгот на территории края;
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. Источник – информационно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Приказ Минфина РФ «О мониторинге соблюдения субъектами РФ требований бюджетного кодекса РФ и качества управления бюджетами субъектов РФ» от 11 мая 2005 г. № 98
3. Доклад ФНС России о результатах и основных направлениях деятельности на 2013 – 2015 годы.//Налоги и налогообложение – 2012 г. – №8
4. Лермонтов Ю.М. Об основных характеристиках доходных источников бюджета на 2013 – 2015 годы.//Бюджет – 2012 г. – № 10
5. Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы.//Финансы – 2009 г. – № 2
6. Никонова Е.Н. К вопросу о составе доходов бюджета от государственной собственности.//Финансы и кредит – 2011 г. – № 25
7. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в России: достигнутые успехи и полученный опыт.//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях – 2012 г. – № 14
8. www.budgetrf.ru – Официальный сайт Бюджетная система РФ
9. www.forecast.ru - Официальный сайт «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования»
10. www.ruseconomy.ru - Официальный сайт журнала «Экономика России XXI век»
Читать дальше