В отличие от законодательной власти, которая носит первичный, верховенствующий характер, исполнительная власть обладает по своей сути вторичным, производным характером. Исходит это из этимологии понятия «администрация» («administrare» - «служить для»; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» - «минус»). Корень «минус» говорит, что администрация всегда будет в подчиненном положении, над ней есть кто-то, кому принадлежит власть. Задачи администрации будут постоянными по своей природе и состоят в исполнении поручений, которые даются ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов .
На основании конституционного принципа разделения властей исполнительная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Ее главное назначение – это организация практического выполнения Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации во время управленческой деятельности, направленной на исполнение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд граждан. Ее осуществляют при помощи реализации государственно-властных полномочий при помощи методов и средств публичного, в первую очередь административного права .
В институциональном плане исполнительная власть обладает иерархической структурой, состоящей из:
органов исполнительной власти и организационно-правовых отношений между ними (отношения субординации, координации, контроля и так далее);
корпуса государственных служащих;
юридической структуры, представленной системой норм, определяющих разную по объему компетенцию органов и должностных лиц .
Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляют в пределах административных процедур, и они призваны обеспечивать исполнение ее функций. Административные процедуры предоставляют собой определенный порядок исполнения властной деятельности органа исполнительной власти по разрешению управленческих проблем и решению определенных индивидуальных дел. Они могут регулировать, допустим, правила издания правовых актов управления, правила оформления пенсии, рассмотрение обращений граждан и так далее .
Исполнительная власть не сможет существовать иначе, как при помощи своих органов. Способы образования, правила деятельности, компетенция, функции, форма и методы работы органов исполнительной власти определяются и закрепляются в определенных законах, положениях и нормативных актах. Любой орган создается для исполнения конкретного вида государственно-управленческой деятельности .
Под органами исполнительной власти как ветвей государственной власти понимаются политические учреждения, созданные для участия в исполнении функций данной власти и наделенные для этих целей полномочиями государственно-властного вида. Органы исполнительной власти это учреждения, обособленные:
организационно - они не вошли в состав других организаций, не являются их структурными подразделениями;
функционально - их основные назначения – исполнение управленческих, исполнительно-распределительных функций по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической и иных областях сферах жизни общества;
юридически - органы обладают своей компетенцией, закрепленной в правовых актах, не производные от компетенции других органов .
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.)
2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013)
3. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. - М.: система ГАРАНТ, 2008. – 463с.
4. Мелехин, А.В. Административное право Российской Федерации / А.В. Мелехин. - М., КонсультантПлюс, 2009. – 610с.
5. Мельников, В.А. Административное право Российской Федерации (общая часть) / А.В. Мельников. – М., Юрист, 2008. – 172с.
6. Полянский, И. Структура органов исполнительной власти субъекта РФ И. Полянский // Право и жизнь. - 2012. - № 8. - С. 61-69.
7. Пронина, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти / В.С. Пронина // Журнал российского права. - 2011. - № 7. - С. 49-55.
8. Салищева, Н.Г. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Н.Г. Салищева. - М.: Проспект, 2009. - 663 с.
Читать дальше