Россия, является богатейшей страной в мире по лесным ресурсам. Ее лесной резерв древесины и множество драгоценных древесных пород, занимает первые места на мировой арене.
Территория России на 55% занята, землями Государственного лесного фонда. Лес является не только важным экологическим ресурсом, но он так, же важен и для экономики государства.
Лес, в законодательстве РФ понимается в первую очередь, как экологическая система или же, как природный ресурс[2, ст.5].
Все лесные отношения регулируются лесным законодательством РФ. Это может быть Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, а так же другие Федеральные законы.
Лесное законодательство РФ, регулирует лесные отношения, для охраны, защиты и правильного использования лесов, а так же их восстановление.
Охрана леса, подразумевает собой меры, которые направлены на организацию борьбы с нарушениями и невыполнениям правил пожарной безопасности в лесах, незаконной вырубки леса, уничтожение леса во время строительства или разведке полезных ископаемых.
Все леса в РФ являются государственной собственностью[2, ст.8]. Но законом так, же предусматривается и передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Леса по целевому назначению, делятся на три вида:
• защитные леса (используются в качестве защитного, санитарно - гигиенического барьера леса, а так же);
• эксплуатационные леса (используют для получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов);
• резервные леса (данные леса, не подлежат вырубке в течение 20 лет).
Контроль за состоянием и пользованием леса в РФ, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а так же территориальные органы государственного контроля[11].
Лес - это важнейший экономический ресурс для всего человечества, он необходим для всей хозяйственной деятельности человека.
Поэтому регулирование деятельности в отрасли и контроль за всем происходящем в лесном фонде государства, очень важно для всего государства в целом.
Лесное законодательство России все время обновляется и дополняется, таким образом, совершенствуется для того чтобы лес был как можно больше защищен и огражден от незаконного использования и масштабной вырубки.
Охрана лесов, это не только проблема одного государства, но и всего мира в целом. Странами участниками ООН было принято Заявление о принципах в отношении лесов. Данное заявление предусматривает потребность в защите лесов в качестве окружающей и культурной среды и потребности в использовании деревьев и другой растительности для целей экономического развития.
Читать дальше
Леса всегда были богаты экономическими возможностями (древесные и не древесные ресурсы), они выполняют значимую роль в экологии. Все данные факторы и определяют особенности правового регулирования лесопользования.
Использование лесов – это любая разрешенная деятельность в лесах, граждан или юридических лиц, которая выполняется с предоставлением или без предоставления лесных участков[2, ст.24].
Использование лесов может быть рассмотрено с разных точек зрения, как с экономической, так и юридической точки зрения.
Если рассматривать с экономической точки зрения, пользование лесов будет рассмотрено как деятельность, которая направлена на получение лесных ресурсов, а так же использование (целесообразное использование) их полезных свойств.
Леса осваиваются в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, «неистощительного» использования и развития лесной промышленности.
В Лесном кодексе РФ отмечены следующие виды использования лесов[2, ст. 25]:
• заготовка древесины;
• заготовка живицы;
• заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов;
• заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
• ведение охотничьего хозяйства и реализация охоты;
• проведение научно-исследовательской работы, образовательной работы;
• проведение восстановительных работ;
• создание лесных плантаций и их эксплуатация;
• разведение лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
• разведение саженцев лесных растений;
• проведение геологических работ;
• возведение водохранилищ и других водных объектов;
• строительство линейных объектов;
• переработка древесины и других лесных ресурсов;
• другие виды, в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Основным лесопользованием является, заготовка древесины. Данные заготовки проводятся в плановом режиме. Потребность в древесине определена органами лесного хозяйства и Правительства РФ, как для внутреннего пользования страны, так и для экспорта. Ежегодно устанавливается расчетная лесосека по каждому региону в отдельности, определяется лимит вырубки в год, который должен соответствовать приросту древесины
Читать дальше
Использовать леса можно с предоставленным лесным участком, так и без предоставленного лесного участка, а так же с изъятием или без изъятия лесных ресурсов[2, ст. 24].
Лесные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут передаваться гражданам и юридическим лицам в пользование[2, ст.71]. Как сказано уже было ранее, исключительная федеральная собственность на лесные участки закреплена в Законе лесного кодекса РФ, поэтому лесные участки предоставляются только в пользование.
В соответствии с законом представлен список прав на лесные участки:
• право на постоянное пользование лесными участками;
• право на ограниченное пользование чужими лесными участками;
• право на аренду лесных участков;
• право на безвозмездное срочное пользование лесными участками.
Что касается аренды лесных участков, то она осуществляется путем заключения договора аренды лесного участка. Это одно из главных оснований для долгосрочного лесопользования. Такой договор составляется после проведения аукциона по продаже права на заключения данного договора. В нем так же имеются некоторые особенности.
По договору аренды лесных участков, объектом аренды являются только лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые прошли государственный кадастровый учет.
Срок такого договора аренды лесного участка, может составлять максимум 49 лет. Данный срок определяется путем соответствия сроков разрешенного использования лесов, который предусмотрен лесохозяйственным регламентом.
По такому договору, арендодатель – это уполномоченный орган по управлению лесным хозяйством РФ. А арендатор – граждане и юридические лица, которые являются пользователями леса в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Весь процесс предоставления в аренду лесного участка описан в Лесном кодексе РФ[2, ст. 74]. Договор так же должен быть государственно зарегистрирован[2, ст. 91].
Читать дальше
Как было уже сказано раннее, главная часть лесного фонда РФ находится в государственной собственности. Муниципальная собственность включает в себя малую часть лесного фонда, к ней относится, лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, которые обеспечивают потребности городов и районов[2, ст. 15]. Исходя из этого, управлять лесным фондом, муниципальное образование не может.
В состав земель лесного фонда РФ, включаются:
• лесные земли, покрытые лесом и не покрытые лесом (вырубки, гари, редины, прогалины и др.);
• нелесные земли (болота, дороги, квартальные проспекты и др.).
Право на пользование участками лесного фонда и участками лесов, которые не входят в лесной фонд, определяется исходя из актов государственных органов, договоров либо судебных решений. Муниципальное образование получает право на пользование участками лесного фонда, после государственной регистрации договора аренды участков лесного фонда или договора безвозмездного пользования лесными участками, кроме публичного сервитута.
По закону, органы местного самоуправления могут быть наделены некоторыми государственными полномочиями по использованию или охране, защите лесного фонда, а так же воспроизводства леса[2, ст.49]. Органы местного самоуправления вместе с владельцами лесного фонда имеют право принимать решение о передаче в аренду того или иного участка лесного фонда. Так же они имеют право выбирать того или иного пользователя лесными участками, путем прямых переговоров, а так же конкурсов, лесных аукционов. Решение о приостановлении или ограничении, а так же прекращении прав пользования лесным фондом тоже выносят муниципальное образование и владельцы лесного фонда. Данные решения могут выноситься в случаи нарушения закона или условий пользования, а так же если был нанесен вред лесу.
Органы городской власти имеют иные права управления лесами. В перечень управляемых категорий городскими властями лесного фонда входят следующие: городские леса, лесопарковые зоны, другая растительность. Всю растительность города не эксплуатируют, она занимает роль, защитно-санитарную или восстановительную.
Местные органы самоуправления ограничены в пользовании лесным фондом, но они имеют право приносить прибыль в бюджет.
Регулирующими документами по правам и обязанностям лесопользования, являются в первую очередь договоры, заключенные на пользование лесными участками.
Использование леса теми или иными лицами осуществляется по лесной декларации. Лесная декларация – это заявление об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения[2, ст.26].
В лесной декларации имеются все виды использования леса, которые предусмотрены договором аренды.
Читать дальше
Правовое регулирование лесопользования закреплено в Лесном кодексе РФ. Как использовать, охрана и защита, а так же восстановление лесов, все это прописано в законе в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются леса.
В заключении хочется отметить, что новый Лесной кодекс РФ решает множество проблем возникающих с регулированием лесного фонда. Если выполнять все прописанное в лесном законодательстве, то можно решить почти все проблемы леса.
Лесной кодекс РФ весьма увеличил полномочия Российской Федерации, органом местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений.
Если сравнить данный кодекс, с предыдущим, то в новом кодексе включено больше новшеств.
С учетом того что за последние годы в лесном хозяйстве России положение выглядит не в лучшем виде, производится незаконная вырубка леса, бесконтрольно лес экспортируется за границу, была разработана Государственная программа восстановления российских лесов. Данная программа должна разрешить ряд вопросов, касающихся экологической обстановки.
Все мероприятия, которые проводятся в лесах, а так же пользование лесами, в первую очередь не должны наносить вред окружающей среде, животному миру и здоровью человека. Ведь все взаимосвязано, а лес – это в первую очередь, наша с вами жизнь.
Читать дальше
. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 06.01.2012 // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 11.12.2006. Глава 1- 2,6-7,10 // Статья-4,8,24-26,71,74,93,40,41,77,15,49.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ с изменениями от 07.12.2011 «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002. Статья -133.
4.Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации//С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и другие; под редакцией С.А. Боголюбова. М.// Проспект, 2010.
5. Статья. Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. // М.: Волтерс Клувер, 2009г.
6. Книга С.В. Починков «Экономические основы устойчивого лесопользования: эффективное усвоение и воспроизводство лесных ресурсов» 2007 год.
7. Журнал российского права №4 2007год/ Зиновьева О.А./ Понятие леса и лесного участка в новом Лесном кодексе РФ.
8. Федеральный правовой портал Юридическая Россия / Лесопользование по новому законодательству / А.Р. Хисамутдинова/2007год.
9. Павлов П. Новый Лесной кодекс и рыночная экономика // Российская юстиция. 2007. № 2.
10. Гражданский кодекс РФ Статья 260-281, 606-625, 650-664,689-701.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 600 г. Москва.
Читать дальше