Все решения предприятия в области инновационной деятельности должны объединяться в рамках инновационной политики. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства. В основе инновационной политики предприятия могут лежать две модели предпринимательства. Классическая модель характеризует предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. В условиях такой модели предприниматель приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Часто успех предпринимательства по этой модели увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти. Инновационное предпринимательство предполагает поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.
Под инновационной политикой предприятия понимается определение руководством предприятия целей инновационной стратегии, механизмов поддержки инновационных проектов и программ предприятия.
При разработке и последующей реализации инновационной политики учитываются два подхода к процессу внедрения инновации на предприятии.
При первом подходе движущими силами процесса внедрения инновации являются предприятия - инноваторы, которые первыми внедряют инновации у себя, при этом стимулом их действий является возможность получения временной прибыли. При данном подходе через взаимосвязь внедрения и последующего распространения инноваций можно добиться быстрого и значительного снижения издержек производства, скорого рыночного успеха через резкий рост спроса. Изменения технологий имеют скачкообразный и прерывистый характер, происходит замена новыми товарами прежних.
Читать дальше
Стимулом выхода инновации на рынок является жесткая конкуренция между хозяйствующими субъектами. Успех победы в этой конкурентной борьбе во многом определяется правильно разработанной бренд-стратегией и эффективностью ее применения.
В широком понимании бренд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке. Если первоначально бренд имел сугубо идентификационное значение — отличал один товар от другого, то сегодня он приобрел стратегическое значение. Это концентрированное видение бизнеса, бизнес-плана, корпоративной культуры, имиджа и многих других сторон деловой жизни, которые до этого концептуально разносились по разным подразделениям. Брендинг позволяет встроить основную стратегическую бизнес-идею во внутреннюю среду (внутренний брендинг), донести ее до внешних агентов и целевой аудитории. Это не только результат в виде образа, это инструмент, кросс-дисциплинарная управленческая технология, повышающая эффективность различных подразделений и направлений деятельности компании, создающая синергию. В крупных компаниях развитых стран стоимость бренда входит в балансовый отчет, используется для финансовой оценки предприятия.
Бренд-стратегия инноваций – это управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брэндов инноваций.
Бренд инновации – система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее продуцента или продавца.
Материальные характеристики – это такие характеристики продукта, имеющего форму вещи, как его вес, внешний вид, устройство, сырье, из которого сделан данный продукт, и т.д.
Читать дальше
Значительную роль играют малые инновационные предприятия в странах с развитой рыночной экономикой в развитии научно-технического потенциала этих стран. Малые и средние фирмы практически всегда опережают крупные компании по части коммерциализации результатов НИОКР по широкому кругу товаров.
Особая роль в развитии инновационного предпринимательства принадлежит малым инновационным предприятиям. Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компаний. Формирование малых инновационных предприятии может происходить следующими путями:
- создание новых предприятий исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;
- создание путем «отпочкования» от крупных научно-производственных объединении и научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться к рыночным условиям хозяйствования.
- создание новых структур, как «рыночных дублеров» лаборатории и отделов отраслевых НИИ и промышленных предприятии. Такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;
- создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инновации и технологии. Значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.
Читать дальше
Лицензирование является весьма эффективным механизмом в сфере распространения инноваций. Лицензия дает право на использование запатентованной инновации и предусматривает передачу связанного с ней «ноу-хау» на взаимно согласованных условиях. В тех случаях, когда принято решение о лицензировании, желательно иметь пакет различных инноваций и определить основные параметры контракта.
Лицензия – разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:
запатентованные изобретения - техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей;
промышленные образцы - (industrial design) признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты;
товарные знаки - это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания;
ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные. Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения.
Читать дальше
1. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 г.
2. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Дело, 2007. – 584 с.
3. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент / В. Г. Медынский. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.
5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов, 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.
6. Лукашева Н.Е. Анализ развития франчайзинга в России: итоги последнего десятилетия http://www.ecfor.ru
7. Пивоварова Е.М., Носова А.О., Панявина Е.А. Бренд-стратегии в управлении инновационной деятельностью промышленных предприятий. http://www.scienceforum.ru
8. Платонова И.В., Леонтьева Е.В.Процедура формирования инновационной политики предприятия http://www.lerc.ru
Чулок А.И. Предпринимательство и инновации: проблемы интеллектуальной собственности на рынке нововведений./«Российское предпринимательство», № 2, 2000 год
9. http://b2b.schoolsms.ru
10. http://innovation-management.ru
11. http://www.creativeconomy.ru
12. http://www.managedata.ru
13. http://www.techbusiness.ru
Читать дальше