Введение………….………………………………………………………………. 3 1. Эволюция психики. Характеристика стадий развития психики. 1.1. Понятие психики и ее функции………………………………………………6 1.2. Стадии эволюционного развития психики…………………………………..9 2. Природа психики человека……………………………………………………15 3. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского….22 4. Эволюция психики как иерархической системы…….…..…………………..26 Заключение………………………………………………………………………...41 Список использованной литературы……………………………………………. 42
РГГУ

Развитие психики в процессе биологической эволюции.

контрольная работа
Психология
30 страниц
81% уникальность
2014 год
5 просмотров
Святенко Е.
Эксперт по предмету «Психология и педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
4
Заключение
Список использованно
Эволюционное развитие материи вело к возникновению ее высшего свойства – психики. Первейшей способностью реагировать на внешние воздействия была и есть раздражимость, свойственная и растениям, и простейшим организмам. Эти реакции на уровне физиологического отражения активизировались нуждой в чем-либо, закреплялись биохимической и генетической памятью и предварялись опережающим отражением. Переход к психическому отражению и при эволюции животного мира, и при развитии человека из оплодотворенной яйцеклетки становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познания внешних воздействий. Ранее всего появляется способность отрицательно переживать состояния организма и воздействия внешнего мира, сигнализирующие о возможности наступления гибели организма, и положительно – сигнализирующие об избавлении от опасности. Так возникает та форма отражения, которая называется эмоциями и которая наиболее тесно связана, даже у взрослого человека, с физиологическими формами отражения. От физиологического отражения эмоция отличается тем, что является переживанием, т. е. субъективным явлением. От эмоций начинается эволюция субъективного в эволюционирующих психических процессах. Так, отражение физиологической нужды эволюционная память сделала переживанием биологической потребности. В дальнейшем усложнение рецепторов определяет появление способности отражать мир в виде простейших образов, сигнализирующих о том или ином жизненно важном явлении. Так возникают ощущения как форма отражения, как «субъективный образ объективного мира», а у человека – как «превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Поэтому если переживание как элемент сознания начинается с эмоций, то образное познание как второй элемент сознания – с ощущений. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что человек имеет в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и социальной. Потом у него появилось опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, и мышление этими понятиями. Так у человека в результате труда и общения возникла новая форма уже не непосредственного, а опосредованного понятием отражения – мышление. Это привело к возникновению еще ряда чисто человеческих форм отражения. На основе комплексных ощущений, присущих животным, и понятий, свойственных только человеку, возникла новая форма отражения – человеческого восприятия. На основе эмоций и понятий возникла также новая форма отражения – чувства. Опережающее отражение, приняв форму предвидения, привело к образованию воли. Наряду с механической памятью, свойственной животным, у человека развивается смысловая память и память воли, лежащая в основе волевых навыков активности, решительности, настойчивости, самообладания и дисциплины. Биологические потребности дополняются у человека интеллектуальными, эстетическими и творческими. Для понимания природы психики, целесообразно ответить на вопрос: когда и почему психика возникла, как она развивалась в процессе эволюции? Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в наши дни являются высшим итогом развития, достигнутый психикой. Сторонники идеалистической теории предполагают психику не как свойство живой материи и не продуктом ее развития, а, как и материя, существование ее вечно. А. Н. Леонтьев предложил одну из гипотез касающихся стадий развития психики, позднее она была доработана К. Э. Фарби – это так называемая концепция Леонтьева – Фарби, согласно которой история развития психики и поведения животных делится на две стадии, включающие в себя несколько уровней. Согласно материалистическому направлению психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Изначально живой организм обладал лишь свойствами самосохранения и раздражимости, проявляющиеся через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через размножение и собственный рост, после присоединились способность к познанию и чувствительность. Толчком к изменению организма послужили изменившиеся условия жизни, проявились способности лучше ориентироваться в окружающей действительности, отражать мир. В ходе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, которая взяла на себя функцию управления поведением, развитием и процессом воспроизводства. Таким образом, основным источником развития психики послужило улучшение функций и структуры нервной системы. Основные достижения человечества, которые способствовали развитию психики человека: 1) изобретение орудий труда, благодаря которым человек смог не только оказывать воздействовать на окружающую среду, но и лучше ее познать; 2) производство предметов духовной и материальной культуры, воспроизводившихся и передававшихся из поколения в поколение, и, таким образом, передача знаний, умений и способностей, по наследству.
Читать дальше
Существуют различные точки зрения на многогранный и сложнейший феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к толкованию и пониманию природы и проявлению психики: идеалистический и материалистический. Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим. Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики: • Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт) • Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм) • Свойство живой природы (биопсихизм) • Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин) • Психика – это свойство живых, материальных тел отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (А.Н. Леонтьев).
Читать дальше
В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:  материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;  трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;  подход, исходящий из признания духовной основы психики. Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов. В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению. В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством – нервная система. По мере се усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, появились более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности.
Читать дальше
Л.С. Выготский доказал факт обладания человека особым видом психических функций, полностью отсутствующие у животных. Эти психические функции обеспечивают такой высший уровень психики человека как сознание, они формируются в процессе социальных взаимодействий. Под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и т.д. Согласно концепции Выготского выделяются три составные части: 1. «Человек и природа». Основное содержание этой концепции формулируется двумя тезисами: 1) при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений человека со средой. На протяжении существования всего животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека происходит воздействие человека на природу и ее видоизменение. 2) объясняется существование механизмов изменения природы со стороны человека, заключающиеся в создании орудий труда, в развитии материального производства. 2. «Человек и его собственная психика». Содержит два положения: 1. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека обратить внимание на какой-либо предмет, заставить себя запомнить некоторую информацию, организовать свою умственную деятельность.
Читать дальше
Проблема эволюции психики – как человека, так и животных – давно находится в ряду самых трудных проблем психологической науки. По мнению классика эволюционной биологии А. Н. Северцова, «благодаря развитию сознательно-разумной психики способность непосредственных предков человека и самого человека к приспособлению повысилась в невероятной степени и… именно благодаря этой способности человек и занял не только в ряду млекопитающих, но и в ряду всех животных доминирующее положение: он может приспособляться в чрезвычайно короткое, с эволюционной точки зрения, время решительно ко всяким изменениям и условиям существования». Но каковы формы и этапы психической эволюции – до настоящего времени вопрос дискуссионный. Б. Ф. Поршнев отмечал, что «в психике человека есть более древние и более молодые пласты, как в коре Земли, но не просто наложенные друг на друга, а находящиеся в сложном взаимодействии. Само «бессознательное» могло бы трактоваться как пласт, отвечающий психическому уровню палеоантропа (неандертальца в широком смысле слова)». К. Г. Юнг выделял в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. Он пишет: «Коллективным я называю все те психические содержания, которые свойственны не одному, а одновременно многим индивидам, стало быть, обществу, народу или человечеству». То есть постулируется существование в глубинах психики индивида пластов, относящихся к социумам различных иерархических уровней в системе Человечества. Новый импульс обсуждению проблем исторической психологии дает гипотеза В. Ф. Петренко о том, что «в глубинах индивидуальной памяти заключена информация о миллионах лет развития человечества, миллиардах лет эволюции живого вещества, Земли и Космоса
Читать дальше
Развитие психики представляет собой количественные и качественные изменения, обусловленные воздействием внешней среды. При этом, развитие живых организмов принято рассматривать в филогенезе и онтогенезе. Филогенез – история развития различных видов организмов. В психологии под филогенезом принято понимать процесс возникновения и развития (эволюции) психики и поведения животных, а также возникновения и развития сознания человека. Онтогенез – это изменения, происходящие в течение индивидуальной жизни организма, от его зарождения до смерти; развитие индивида, в отличие от развития биологического вида. Возникновение и развитие психики относится к наиболее сложным проблемам психологической науки. Традиционно развитие психики изучается в трех направлениях: возникновение и развитие психики в животном мире; возникновение и развитие человеческого сознания; развитие психики в онтогенезе человека. Появление психики на «высоком уровне развития мира» символизирует возникновение новых форм отражения, новых способов реагирования материи на внутренние и внешние воздействия. В психическом отражении объективного мира уже представлены те вещи, с которыми организму еще только предстоит встретиться. «Особость» психики состоит не только в том, что она качественно отличается от своей физиологической основы, но еще и в том, что благодаря психическому отражению у организмов, обладающих психикой, в отличие от организмов, ограниченных только физиологическими отношениями с внешней средой, устанавливаются дополнительные, новые формы взаимодействия с окружающим миром, гораздо более обширные, гибкие и выгодные для их существования и развития. Таким образом, психика характеризует способность живых существ адаптироваться к окружающей среде, умение взаимодействовать с ней на более высоком уровне. Следовательно, изучение возникновения и развития психики – это изучение ее сущности и значения в контексте сохранения и развития разнообразных форм жизни.  
Читать дальше
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека. 2005. М.: Смысл; Эксмо. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология, М. 1991 г. с. 67-75 3. Габай Т.В. Педагогическая психология, М. 1975 г. с. 97-112 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М. 1988 г. с. 34-43, 79-91 5. Граве, П. С., Растригин, Л. А. 1973. Кибернетика и психика. Рига: Зинатне. 6. Гринченко, С. Н., Щапова, Ю. Л. История Человечества: модели периодизации. 2010. Вестник РАН 12: 1076–1084. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология, М. 1997 г. с. 120-131 8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М. 1981 г. с. 34-45 9. Леонтьев, А. Н. Психика. Большая Советская Энциклопедия. 1975. т. 21. М.: Советская энциклопедия, с. 187. 10. Лурия, А. Р. Психология как историческая наука. К вопросу об исторической природе психологических процессов. В: Поршнев, Б. Ф. (ред.), История и психология. 1971. М.: Наука, с. 36–62. 11. Ляпунов, А. А. Проблемы теоретической и прикладной кибернетики. 1980.М.: Наука. 12. Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития. 1987. М.: Наука. 13. Общая психология. Словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 14. Петренко В.Ф. 2009. Интуитивизм в исторической психологии. Историческая психология и социология истории 1: 28–44. 15. Поршнев, Б.Ф. 1966. Социальная психология и история. М.: Наука. 16. Психология и педагогика : учеб. пособие /сост. и отв. ред. А.А. Радугин ; науч. ред. Е.А. Кротков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Центр, 2003. – 254 с. 17. Психология. Словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1990. 18. Растригин, Л. А. Случайный поиск. М.: Знание. 1979. 19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. 4-е изд. 2000. СПб.: Питер. 20. Северцов, А. Н. 1982[1922]. Эволюция и психика. Психологический журнал 4: 149–159. 21. Соколова, Е. Е. Введение в психологию. Гл. 6. Возникновение и развитие психики в филогенезе. В: Братусь, Б. С. (ред.), Общая психология: в 7 т. Т. 1. 2007. М.: Академия, с. 186–206. 22. Турчин, В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. 2000. М.: ЭТС. 23. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. М. 1981 г. с. 34-44 24. Юнг К.Г. Психологические типы. 2008. М.: АСТ Москва.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Неориентированные графы.
Количество страниц:
31
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Высшая математика
контрольная работа
Коммуникативные форматы обмена информацией, сравнительный анализ, оценка эффективности.
Количество страниц:
31
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Коммуникационные технологии
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image