Цель работы: провести анализ бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования Российской Федерации (Саратовская область).
Структура экономики Саратовской области во многом похожа на структуру экономики России в целом. Область, несмотря на последствия экономического кризиса, является развивающимся регионом. По уровню и масштабам промышленного производства Саратовская область занимает одно из самых высоких мест в Поволжском экономическом районе. На долю области приходится ≈54% выпускаемых в России троллейбусов, ≈24% химических волокон и нитей, ≈8% холодильников и морозильных установок и многое другое [1].
Саратовская область обладает привлекательными возможностями для реализации инвестиционных проектов. За 2012-2013 годы была замечена положительная тенденция в развитии экономики области. За это время огромный приток капитала составили не только российские, но и зарубежные инвестиции направленные на постройку новых заводов, предприятий и т.д.
Экономика Саратовской области наращивает обороты развития.
Так 12 декабря 2012 года состоялся пуск первой очереди завода кровельных, гидроизоляционных материалов в пос. Дубки. Так же в конце года заработала макаронная фабрика «МакПром», которая находится в городе Балашове. Данная фабрика т производи 800 тыс. тонн макаронной продукции в год. Запуск данных производств позволил снизить цены на данные группы товаров, и вывел область на новый уровень по производимой продукции. В Балаково началось строительство объекта УралВагонЗавод. Оно будет выпускать заготовки для вагоностроения. Для реализации данного проекта инвестировано 4,5 млрд. руб. за 2012-2013 года. Выпускаемая производительная мощность данного сооружения составит 30 тыс. тонн литья в год. В сельском хозяйстве завершаются проекты по увеличению производства мяса и яйца птицы («Балашовская птицефабрика» и реконструкция Птицефабрики «Михайловская»); модернизируется основное производство на «Балашовском сахарном комбинате». За 2013 год в Саратовской области было реализовано огромное количество проектов. В апреле 2013 года в Безымянском МО Энгельсского района был запущен новый свиноводческий комплекс. Он отвечает самым высоким требованиям по выращиванию поросят. Вместимость комплекса составляет 2400 голов. По анализируемым данным реализация данного инвестпроекта позволит району выпускать порядка двенадцати тысяч тонн свинины в год. В июне 2013 года было начато строительство Энгельского локомотивного завода. Завод планируют построить до 4 квартала 2014 года. Проектная мощность составит 150 двухсекционных локомотивов в год. На проект планируется потратить 6 млрд. руб. К концу этого года планируется ввести в эксплуатацию завод «Северсталь», который находится в городе Балаково. На сегодняшний день идут окончательные тестирования станков и оборудования. Новый завод будет выпускать 1 млн. тон сортового проката в год, и обеспечит население 800 рабочими местами.
Министерство финансов привлекает инвесторов для реализации бизнес проектов, разрабатывает планы на дальнейшее развитие экономики. Все это положительно сказывается на населении, инфраструктуре области и многом другом.
В таблице 1 и на рисунке 1 приведена динамика индексов промышленного производства.
Таблица 1 - Динамика индексов промышленного производства за 2005-2013 гг., %
Читать дальше
Эффективная организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы и слаженное функционирование всех её элементов является основой управления экономикой страны в целом и отдельных ее регионов, а также базой для осуществления социально-экономических реформ. В настоящее время всё более возрастает роль региональных и местных бюджетов в осуществлении бюджетного процесса, которые выступают важными структурными и функциональными звеньями бюджетной системы РФ [3].
В сфере бюджетных отношений складывается тенденция расширения полномочий, возлагаемых на местные органы власти, но при этом нередко на местном уровне отсутствует достаточная и стабильная база формирования доходной части бюджета.
Таким образом, местные бюджеты попадают в зависимость от бюджетов вышестоящего уровня для обеспечения и реализации своих полномочий. При этом различные уровни социально-экономического развития муниципальных образований и, соответственно, различные потребности в бюджетных ресурсах порождают определенные сложности, связанные с формированием системы анализа и контроля за эффективностью, рациональностью и целевой направленностью использования бюджетных средств.
К финансовым ресурсам области относятся средства областного и местных бюджетов, предприятий и учреждений, которые находятся в государственной собственности области и муниципальной собственности, кредитные ресурсы.
Местные бюджеты относят к собственности муниципальных образований и они находятся в распоряжении органов местного самоуправления.
Для того, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие области разрабатывается среднесрочный финансовый план области.
Правительством области ежегодно составляется консолидированный бюджет области, который представляет свод областного бюджета и местных бюджетов.
Областной бюджет и отчет о его исполнении утверждают законами области.
Саратовской областной Думой 28 ноября 2012 года принят Закон Саратовской области от 6 декабря 2012 года №204-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Бюджет Саратовской области в 2013 году был исполнен со следующими показателями: общий объем доходов областного бюджета в сумме 62995,36801 млн. рублей; общий объем расходов областного бюджета в сумме 69758,40132 млн. рублей; дефицит областного бюджета в сумме 6763,033318 млн. рублей, или 16,8 процента объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений [4].
Данные об исполнении бюджета Саратовской области в 2013 году представлены в таблице 2 и на рисунке 5.
Читать дальше
В сфере бюджетных отношений складывается тенденция расширения полномочий, возлагаемых на местные органы власти, но при этом нередко на местном уровне отсутствует достаточная и стабильная база формирования доходной части бюджета.
Расходы местных бюджетов определяются непосредственно органами местного самоуправления. Они должны обеспечивать удовлетворение основных потребностей населения на уровне социальных стандартов. Средства, которые должны быть использованы на выполнение государственных полномочий, предусматриваются ежегодно во всех бюджетах субъектов РФ [6].
В таблице 8 приведена классификация расходов по КОСГУ [7].
Таблица 8 - Классификация расходов по КОСГУ
В таблице 9 приведена классификация расходов бюджета Саратовской области по ФКР за 2013 год.
В настоящий момент времени правительство Саратовской области набрало кредитов на 44,3 миллиарда рублей, учитывая, что заложенный в бюджет губернии дефицит на 2014 год составляет 7,253 миллиарда рублей, можно сказать, что госдолг региона к концу года может составить уже 51,6 миллиарда рублей. Учитывая плачевное состояние экономики России, в том числе и от прямых и косвенных санкций с западом из-за борьбы за Украину, можно предположить, что доходная часть бюджета Саратовской губернии не будет выполнена и в 2014 году в полном объеме. Пусть доходы отстанут от плана также, как и в 2013 году, тогда можно предположить, что область может набрать еще дополнительно около 12,5 миллиардов рублей. То есть к концу 2014 и началу 2015 года государственный долг Саратовской области может составить уже – 64 миллиарда рублей.
На текущий год область планирует заработать 64 миллиарда рублей, учитывая, что в 2013 году доходная часть бюджета была выполнена немногим больше 80% и что в этом году экономическая ситуация в стране будет только ухудшаться, можно предположить, что доходная часть бюджета может составить около 51 миллиарда рублей, т.е. долг области будет превышать ее годовой доход на 25%.
Читать дальше
Одним из основных принципов, на основе которых функционирует бюджетная система, является соответствие доходов выполняемым расходным полномочиям. Доходы бюджетов — это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [8, ст. 6]. Формирование доходов бюджетов проводят на основании бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах [8, ст. 39].
В таблице 6 приведены данные исполнения бюджета Саратовской области по доходам в 2013 году [9]
Таблица 11 – Исполнение бюджета Саратовской области по доходам в 2013 году
Бюджет по доходам исполнен на 95 %. Исполнение бюджета по налоговым доходам составило 93,6%, по безвозмездным поступлениям 99,5%
В таблице 7 и на рисунке 7 приведена ритмичность поступления доходов в бюджет субъекта РФ.
Контрольная цифра бюджета по доходам – 62 млрд рублей, в 2013 году по факту было 43 млрд рублей. В этом году рост составил 15% – почти 7 млрд рублей. Это большая работа, проделанная налоговой службой, а также отраслевыми министерствами правительства области. По ряду муниципальных образований видно слабое исполнение доходной базы по текущему году. Появляются задолженности, например за топливно-энергетические ресурсы, по страховым выплатам, отчислениям в Пенсионный фонд. Между тем по этим направлениям средства в бюджете заложены.
Положительную динамику по доходам 115% будет трудно удержать до конца года, но есть позитивные моменты. Сборы акцизов на спиртосодержащую продукцию в 2013 году составили 296 млн рублей, в этом году – 387 млн рублей. Это результат борьбы с контрафактной продукцией, и здесь еще достаточно резервов. А вот по сбору акцизов на нефтепродукты есть вопросы.
Администрирование и система контроля пока недостаточны эффективны. Например, плата за воздействие на окружающую среду, которую должны вносить предприятия области.
Плата за добычу полезных ископаемых также вызывает вопросы. По статистике, в Саратовской области 116 карьеров, где ведётся недропользование. По факту же объём платы мизерный, хотя добыча полезных ископаемых ведётся, большегрузные автомобили, что перевозят их, разбивают дороги, но компенсации практически никакой.
В качестве другого примера можно привести штрафы за счёт фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Здесь пока тоже нет полной отдачи. Сейчас собрано 386 млн рублей штрафов, а это треть от возможного. Если сравнить регион с Татарстаном – по интенсивности движения машин и протяженности автодорог. У них за счёт штрафов бюджет пополняется на 1 млрд рублей. Поэтому перспективная планка в этом направлении также 1 млрд рублей.
Имеются дополнительные резервы, например инвентаризация земельных участков. В Саратове когда-то за бесценок раздали земельные участки, а бюджеты соседних регионов за продажу земли пополняются на миллиарды. Нужно заниматься по каждому участку, если продавать его под стратегический объект, то так, чтобы он принёс в казну муниципалитета достойную сумму. В качестве примера можно привести Балаково, где участок под строительство сетевого магазина продали за 100 млн рублей, хотя в прежние годы власть раздавала землю за бесценок. Это предмет для дополнительной работы правоохранительных органов.
Второе – вывод из теневого оборота доходов граждан. По оценке экспертов, здесь можно собрать в бюджет до 10 млрд рублей. Речь идет и о счетах, выведенных за пределы РФ, в том числе бизнесом, который работает на территории Саратовской области. Сегодня в регионе созданы максимально комфортные условия для ведения бизнеса, просто нужно работать на результат во благо региона.
Каждое министерство правительства области работает в своём направлении по наполнению доходной части регионального бюджета и предметно занимается курируемыми организациями, начиная от малого бизнеса до «гигантов» – основных бюджетообразующих предприятий региона. При таком подходе удастся успешно исполнить бюджет 2014 года и создать хороший задел для бюджета следующего года.
Читать дальше
Для Саратовской области в этом году весьма существенно выполнение подписанных соглашений с министерством финансов РФ. Его суть – в оптимизации всех расходов на территории области, при которой, тем не менее, выполняются все указы Президента, федеральные и областные законы. Объемы оптимизации в год в среднем составляют 3 млрд рублей. Речь идет о расходах, которые при должной организации контрольной работы можно сэкономить.
Если говорить о дефиците бюджета, то по условиям Соглашения он должен сокращаться - с 5 млрд рублей до 1, 9 млрд рублей в 2018 году. Этому будет способствовать последовательная работа, которая ведется в области по увеличению доходов. Доходная часть бюджета области в основном состоит из налога на имущество организаций, налога на прибыль и подоходного налога. По каждому из этих направлений вместе с налоговыми службами ведется предметная работа, благодаря которой суммы этих источников увеличиваются из года в год.
Что касается приоритетов областного бюджета, в их числе исполнение Указов Президента: повышение заработной платы работников социальной сферы, развитие МФЦ, электронного Правительства, информационной доступности для населения действий органов власти и дорожные фонды. Дорожная тема является одной из системообразующих для нашей области: в регионе большое количество инфраструктурных проектов, которые требуют подвода к ним хороших дорог. В 2015 году объем дорожного фонда составит 7 млрд рублей. Это в два раза больше, чем в текущем году.
По итогам 2014 года консолидированный бюджет Саратовской области по доходам исполнен на 94,25% (это 11-й результат в Приволжском федеральном округе и 66-й – в целом в России). В качестве доходов было получено 82,71 млрд. рублей из назначенных 87,75 млрд. рублей. Этот этот показатель на 35,87% ниже по сравнению с показателями предыдущего года. Дефицит бюджета 2014 года уменьшился и составил 5,2 млрд. рублей.
Расходная часть консолидированного бюджета Саратовской области в 2014 году исполнена на 91,61: из назначенных 95,97 млрд. рублей исполнено 87,91 млрд. рублей (цифры исполнения бюджета 2013 года – соответственно 93,98%; 93,3 и 87,68 млрд. рублей). В разрезе консолидированного бюджета основную долю расходов области составляют расходы на образование (30,36%), социальную политику (19,56%), здравоохранение (15,4%) и национальную экономику (12,42%). Бюджетные расходы на душу населения в 2014 году составили 35 214 рублей – это худшее, 14-е место в рейтинге регионов ПФО и 80-е – в РФ.
Читать дальше
1. Показатели развития экономики Саратовской области//режим доступаhttp://na-journal.ru/4-2013-gumanitarnye-nauki/348-pokazateli-razvitija-jekonomiki-saratovskoj-oblasti
2. Сайт правительства Саратовской области//режим доступа http://saratov.gov.ru/
3. Бюджет по правилам / Интервью Первого заместителя Министра финансов Татьяны Нестеренко журналу «Бюджет» // режим доступа: http://minfin.ru/ru
4. Закон Саратовской области от 6 декабря 2012 года №204-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» //консультант +
5. Сайт правительства Саратовской области//режим доступа http://saratov.gov.ru/
6. Динес, И. Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления. // Финансы, № 7, 2009
7. Закон Саратовской области от 6 декабря 2012 года №204-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» //консультант +
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 07.05.2013)
9. Закон Саратовской области от 6 декабря 2012 года №204-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» //консультант +
10. Золотарева Г. И., Смородинова Н. И. Бюджетная система Российской Федерации; КноРус -, 2011. - 240 c.
11. Минфин РФ обязал Саратовское облправительство оптимизироваться на 3 млрд рублей в год//режим доступа http://www.regnum.ru/news/econom
Читать дальше