Русская поэзия и литература, с «лёгкой руки» Василия Андреевича Жуковского «проверяла» своих Героев в дуалистичном мире: «Герой – женщина», «Герой – Любовь», «Герой – жизнь».
Это было и в классической русской литературе «золотого» XIX века, и последовавшем за ним «серебряным». XX веком.
Валерий Брюсов и Анна Ахматова, Николай Гумилев и Константин Бальмонт, все так же бросали своих Героев « бездны» несчастной любви, ожиданий и утрат, смерти.
Но как будто по-особому темы эти звучат у Александра Блока.
«О доблестях, о подвигах, о славе...» Бок написал в 1908 году. И оно имело в своей основе автобиографические «ноты».
Он пишет о своей жене, которую очень любит, но отношения, с которой складываются не очень гладко:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Дело в том, что его супруга Любовь Дмитриевна Блок (в девичестве - Менделеева, кстати, дочь Великого Дмитрия Менделеева), уходит из семьи, как бы разруба «гордиев узел» сложных отношений с поэтом:
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Она покинула семью и оставила Петербург, уехав на гастроли с труппой театра Мейерхольда. Блок терзался поступком жены и страдал её отсутствием в его жизни. Призывал её всей душой.
Летели дни, крутясь проклятым роем.,
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Но всё было тщетно…
Надо сказать, что это стихотворение структурно включено стихотворный цикл «Возмездие» (1908—1913).
Поэтому неудивительно, что рефреном ему вторит итого человеческих судеб любящих и страдающих людей.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла;
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Чувства Героя – поэта очень реальны, возможно, потому что расписаны Блоком с необыкновенной детальностью и скрупулёзностью, а может многократным повторением «Я». Если их посчитать, то можно увидеть восемь этих личных местоимений, но связывают они девять действий -глаголов и оттого, кажутся еще более частыми и сильнее нагнетают напряженность тоски и грусти.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Вообще же, композиция стихотворения продумана очень тонко. Оно как будто закольцовано упоминанием «Я» автора («я забывал» — «и вспомнил я» — «убрал я со стола»)
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Стихотворение имеет так же причудливый и изогнутый ритм. По-моему это в полной мере соответствует ситуации, которую отражает стихотворение. Это ритм любви и страдания, которые, как0будто бы не могут