Стратегическое планирование— это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. [4]
Стратегическое планирование часто представляют в качестве набора следующих функций (рис.1.1):
Ключевыми моментами стратегического планирования являются:
стратегии разрабатываются высшим руководством;
стратегические планы должны быть подкреплены исследованиями и фактическими данными;
стратегический план должен быть гибким для возможности их изменения;
важно, чтобы планирование приносило пользу и способствовало успеху организации. При этом затраты на реализацию мероприятий по планированию деятельности должны быть ниже величины выгод от их реализации.
Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.[3]
На сегодняшний день данное понятие широко используется специалистами по теории и практике менеджмента в качестве набора правил, которыми руководствуется руководство при принятии управленческих решений.
Стратегия помогает определить цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление действий. Следовательно, стратегия определяет границы возможных действий предприятия и принимаемых его руководством управленческих решений.
Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел определяют понятие стратегии по пяти направлениям как пять «П» [4]:
• стратегия - это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;
• стратегия - это принципы поведения или модель поведения;
• стратегия - это позиция;
• стратегия - это перспектива;
• стратегия - это прием, маневр с целью перехитрить соперника.
Существует множество подходов к построению системы. Одним из наиболее распространенных является системный подход. Данный подход к исследовательской деятельности базируется на комплексном изучении взаимосвязей и закономерностей развития организации с целью повышения эффективности ее функционирования. Также стоит отметить, что системный подход -это не столько метод решения задач, сколько метод их постановки на более высоком уровне с точки зрения качества [1].
Читать дальше
Государственное регулирование рыночной экономики базируется на подготовке и принятии управленчес¬ких решений в сфере занятости населения. Успешное решение этой проблемы должно основываться на глубоком количественном и качественном анализе населения государства как производительной силы общества и субъекта производства.
Население как производительная сила выступает объектом государственного регулирования по двум важ¬нейшим направлениям (рис. 2.1):
Регулирование и стратегическое планирование государством демографи¬ческих процессов должны осуществляться в обязательном порядке.
Важность данных мероприятий обусловлена тем, что изменения численности населения, ее половозрастной структуры, а также про-фессионального и образовательного уровня, являются определяющими факторами для возможного расширения рынка труда, а также оказывают влияние на объем и структуру потребительского спроса, на общественный экономический и соци¬альный прогресс.
Так, например, четкое представление о возраст¬ном составе населения в долгосрочной перспек¬тиве позволяет заблаговременно спрогнозировать развитие следующих отраслей социальной инфраструктуры: здравоох-ранение, ЖКХ, образование, а также минимизировать социальные проблемы.
Регулирование и стратегическое планирование воспроиз¬водства населения базируются на целевых ус¬тановках и мерах по их достижению, которые содержаться в демогра¬фической политике государства - особого элемента его со¬циальной политики.
Цель, задачи и содержание демографической политики государства определяют¬ся на основе текущей демографической ситуации в стране, под которой следует понимать особенности воспроизводства населения в стране на разных стадиях ее развития.
Читать дальше
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.
2. Богатко, А.Н. Модели управления персоналом [Текст]: учеб. - метод. пособие / А.Н.Богатко. – М.: Финансы и статистика, 2011.- 240 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 3-е, дополненное и переработанное. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008
5. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008
6. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В., Федорова О.В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебно-методическое пособие. Калуга: Издательство «Эйдос».2014. – 112 с
7. Логвинов С.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование:
Учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова – М.: финансовый университет, 2011 – 178 с. 8. Полуканов, В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полуканов. – М.: Кронус, 2008. – 240 с.
Читать дальше