ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЛИДЕРСТВО В МАЛЫХ ГРУППАХ………………………………......4 1.1 СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАЛЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВА 4 1. 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ЛИДЕРА В МАЛОЙ ГРУППЕ 8 2.СТИЛИ ЛИДЕРСТВА В МАЛЫХ ГРУППАХ………………………..11 2.1 КАЧЕСТВА ЛИДЕРА И ЕГО ФУНКЦИИ В КОЛЛЕКТИВЕ 11 2.2 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА И ИХ ОСОБЕННОСТИ…………………......14 3. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ГРУППЫ….....18 3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ 18 3.2 ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
МГУ им. Ломоносова

Лидерство в малых группах. Стили лидерства. Социально-психологический климат группы.

контрольная работа
Психология
25 страниц
90% уникальность
2014 год
4 просмотров
Ковалишина Л.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
Заключение
Список литературы
Работа посвящена изучению таких проблем, как лидерство в малой группе, стили лидерства и проблеме социально - психологического климата коллектива в рамках психологии. При выборе темы исследования, прежде всего, руководствовались проблемами, существующими на современном этапе развития психологии. В современном обществе, в связи с его развитием, более сложной становится система взаимосвязей личности с социальной средой, и поэтому актуальным становится изучение особенностей этих связей. Не вызывает сомнения факт того, что с момента рождения человек неразрывно связан с различными малыми группами, во взаимодействии с которыми проходит процесс социализации, получает информацию об окружающем мире и необходимые навыки своей будущей деятельности. Такой группой является и коллектив, который представляет собой группу, достигшую определенного уровня развития. Социально-психологический климат коллектива является одним из важных факторов эффективности коллектива в рамках социума, показателем развития коллектива от которого зависит, например, производительность труда в условиях производства. Немаловажную роль в его структуре играет проблема лидерства. Также важно значение социально-психологического климата коллектива в качестве индикатора эффективности влияний на состояния и процессы в группе. Вместе с тем, изучение социальных категорий приобретает практическую значимость, в особенности для психологов и педагогов, работающих в условиях образовательной среды, и, конечно же, для всех тех, кто непосредственно имеет дело с группой и ее руководством.
Читать дальше
Процессы, происходящие в малой группе позволяют провести аналогию ее с любым социальным организмом – она образуется, развивается, а также деградирует и распадается. Причем те же факторы, которые определяют сплочение членов группы так же предопределяют ее дезинтеграцию и для психологии важны оба этих феномена (интеграции и дезинтеграции) в равной мере, а также факторы им способствующие. Андреева трактует понятие малой группы как социальную структуру, включенную в общественные отношения. В целом, можно сделать вывод о том, что с точки зрения социальной психологии следует рассматривать малую группу в рамках двойного подхода (в совокупности социальной и психологической составляющей). Говоря о понятии «коллектив», большинство ученых сходятся в том, что это группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости (то есть социальные и психологические характеристики такой группы достигли высокой степени развития). Для понятия «малая группа» степень развития данных характеристик не имеет определяющего значения. То есть определение коллектива подразумевает, что любой коллектив представляет собой малую группу, а малая группа, в свою очередь, может считаться коллективом не любая, а имеющая определенных уровень развития групповых характеристик. Таким образом, коллектив — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, высокоразвитая малая группа, умеющая успешно справляться с существующими задачами, имеющая высокий нравственный уровень, с доверительными межличностными отношениями внутри нее (такие отношения можно назвать коллективистскими).
Читать дальше
Лидерство как феномен привлекает к себе внимание многих исследователей, благодаря практической значимости для процесса управления. Поскольку лидер обладает возможностью воздействия на групповые процессы и явления, в особенности на принятие решений. Лидер должен обладать определенными качествами, такими как: • Активность; • Инициативность в решении задач группы; • Наличием информации о членах коллектива, задачах, перед ней стоящих; • Способность оказывать влияние на других; • Соответствовать ценностно-нормативным ориентациям группы; • Совокупность качеств, являющихся для группы эталонными. Лидер выполняет такие функции, как: 1) Организационная (организация совместной деятельности в группе); 2) Регулирующая (установление и поддержание групповых норм и правил, поддержание благоприятного климата); 3) Представительская (представительство группы во внешней среде, межгрупповых взаимоотношениях). В современных исследованиях отмечается направленность на изучение лидерства в менеджменте, в инновационной деятельности. Появляются новые характеристики функций лидера. Эффективность лидерства в инновационной деятельности связана с направленностью на изменения, с постановкой цели и связанными с ней эмоциональными переживаниями. Лидер в инновационном процессе должен характеризоваться такими качествами, как: бесстрашность (смелость), направленность на изменения (их поддержка), доверие к сотрудникам, их компетентности, умение признавать свои ошибки (учиться на них), формирующая функция в образовании ценностей, умение прогнозировать ситуации. Р. Л. Дафт выделяет главным качеством лидера – умение самовыражаться, нестандартность поведения, яркие поступки, утверждение новых норм и ценностей в группе.
Читать дальше
Существующие подходы к организации социально-психологического обеспечения трудовой деятельности строятся в основном на основе аналогий с другими организациями, то есть собственная специфика предприятия не учитывается, хотя это очень важно. Давно известно что одни и те же люди, имеющие одинаковый уровень психологической готовности к деятельности и психологической устойчивости к стрессам в этой деятельности, будут иметь разную психологическую нагрузку и разные психологические возможности при решении разных задач. К тому же психическое состояние людей и их активность подвержены влиянию. Также важным параметром является то, что обеспечение психологической составляющей деятельности включает различные стороны, а не только формирование нужных качеств у специалистов. Характеристики коллектива непосредственно зависят от существующего социально - психологического климата в нем. Главной составляющей социально-психологического климата для его определения является перцептивная сторона (то есть эмоциональный фон, состояния и настроение группы, причем подразумевается их устойчивость). Важной характеристикой социально-психологического климата является его динамичность, а значит и возможность влияния на него. В руководстве коллективом необходимо добиваться благоприятного социально-психологического климата, который отличается: • Доверием и требовательностью по отношению друг к другу его членов; • критикой внутри коллектива, отличающейся доброжелательностью и тактичностью; • возможностью свободно излагать свое мнение для каждого члена коллектива; • тактичным руководством коллективом (без давления); • информированностью коллектива; • удовлетворенностью своей включенностью в коллектив его членов; • взаимоподдержкой и эмпатией членов коллектива друг к другу; • принятием ответственности на себя каждым членом группы.
Читать дальше
В рамках изучения малой группы, мы выяснили, что наряду с характеристиками структуры, групповых процессов, состава, в исследовании групп большое внимание уделяется положению ее членов. То есть социальному статусу, положению в группе. Это понятие, прежде всего, связано с системой межличностных отношений, основано на эмоциональном отношении членов группы друг к другу Что касается роли лидера и руководителя в коллективе, лидер не имеет официальных рамок и санкций для руководства, в отличие от руководителя. Лидер – характеристика только внутригрупповая, а руководитель является представителем группы также и в общественной жизни. В работе рассмотрены понятия «коллектив» и «социально-психологический климат коллектива», выяснили, что формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива становится важной задачей для руководителей, а для этого необходимы знания его природы, методов прогнозирования и развития нужных свойств. Характеризуя социально-психологический климат коллектива, как благоприятную атмосферу группового развития, нельзя не отметить его важность для продуктивной коллективной деятельности, где он выступает фактором формирования новых возможностей членов группы и выявления потенциальных.
Читать дальше
1. Агадуллина Е. Р., Котова М. В. Взаимосвязь воспринимаемой целостности группы и групповой активности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 97-105. 2. Глухов П. С. Стили лидерства в инновационной деятельности: феноменология и эмпирические исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология . 2013. №4. С.53-60 3. Глухов П. С. Управленческие ориентации и стили лидерства менеджеров организаций с разной степенью инновационного развития // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология . 2010. №17 (193). С.74-78. 4. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. — М., Форум 6 ИНФРА — М., 2008,- 416 с. 5. Занковский А. Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2012. №145. С.72-81. 6. Касаткина Н. С., Аксенова И.С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе // Вестник ЧГПУ . 2013. №10. С.84-91. 7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. – 416 с. 8. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2008. – 416 с. 9. Парыгин Б.Д. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 2009. – 616 с. 10. Почебут Л. Г., Газогареева Е. Н. Социальные представления о лидерстве // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2014. №1. С.125-135. 11. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с. 12. Смирнова И. Е. Социально-психологический климат и эмоциональное выгорание // Армия и общество . 2013. №5 (37). С.76-79. 13. Социальная психология [Текст]: учеб. для вузов/ Г. М. Андреева. -Изд. 5-е , испр. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2012. -362 14. Фоломеева Т.В. Социальная психология: Практикум. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. – 480 с. 15. Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю. Головин. – М., 2009. – 976 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Мотивация, контроль
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Менеджмент
контрольная работа
Семья и карьера в жизни современной российской женщины
Количество страниц:
25
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Социология общая
контрольная работа
Определение структуры данных
Количество страниц:
36
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Проектирование баз данных
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image