Адвокатами дьявола, или, в более точном переводе на русский язык, защитниками дьявола (по латыни - «advocatus diaboli») неофициально называли представителей духовенства, занимавших специальную должность в римско-католической церкви. Эта должность в течение долгого времени являлась неотъемлемой частью католического института канонизации и беатификации (причисления соответственно к лику святых или к лику блаженных). Официальное наименование этой должности - «Укрепитель веры» (по латыни. «promotor fidei»). Ввел эту должность папа Сикст Пятый в 1587 году, а отменил в официальном порядке папа Иоанн Павел Второй в 1983 году.
Так называемый «адвокат дьявола» должен был заниматься сбором всех возможных аргументов, при помощи которых можно было бы отменить таинство канонизации или беатификации праведного католика. Причислить его к лику святых или блаженных можно было только тогда, когда у адвоката дьявола не находилось достаточно важных аргументов для отмены этого таинства.
До того, как папа Иоанн Павел Второй в 1983 году отменил эту должность, ни одна канонизация или беатификация не была признана законной, если во время нее не присутствовал «укрепитель веры». Для соблюдения справедливости и уравновешивания должности адвоката дьявола была также учреждена должность защитника Бога. Латинское «advocatus Dei» было официальным названием духовного лица, на которое была возложена противоположная функция – защита канонизируемого.
Как правило, канонизируемые личности – это те, кого общественное мнение уже и так признало святыми, то есть люди, пользующиеся любовью и уважением католического общества. Однако в Ватикане в 1587 году сочли, что их канонизация не будет правомерной и полноценной, если не предоставить слово «противной стороне».
Так называемые «адвокаты дьявола» являлись беспристрастными оппонентами комиссии по канонизации. «Укрепители веры» становились на точку зрения, противоположную общепринятой, и рассматривали ситуацию без всякой симпатии к канонизируемой личности. Независимо от того, каково было их собственное отношение к личности канонизируемого, они выступали противниками канонизации.
Читать дальше