Следует отметить, что Теннис особым образом излагает мысли в своих произведениях. Так, если одни ученые начинают с общественного договора, кто-то с понятия социального института или с борьбы классов, Тённис первостепенно рассуждает о человеческой воле, понятии субъективного и, в общем, совсем не вписывающегося в привычный круг социологической терминологии.
Тённис с помощью своего понятия воли подходит к той самой грани, где явления индивидуальной психики выходят вовне, воплощаясь в слова и действия, и начинают формировать социальные феномены.
Это необычайно важная разделительная линия, от нее начинается сфера человеческой свободы: до нее - все то, что Бог непреложно вложил в человека: силы и способности, инстинкты, разум и совесть, а также возможность желать и принимать решения. А далее начинается уже область человеческого выбора, - на что он направит эти свои силы и способности. Своим понятием «социальной воли» Тённис обнаружил эту грань.
Для Тённиса понятие воли в этом сочетании («социальная воля») важно по той причине, что оно указывает на момент «энергии» (желание, решимость, устремленность), которая из индивидуальной психики переходит на этом этапе в социальный феномен, и в результате этот социальный феномен обретает силу и целеустремленность.
Можно выделить следующие этапы формирования воли, или волевых актов:
осознание конкретной потребности;
осознание возможностей удовлетворения определенной потребности;
проявление мотивов деятельности (мотив — это побудительная сила);
борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;
выбор конкретного решения;
определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов;
выполнение и контроль определенной деятельности;
оценка полученных результатов деятельности.
«Наша теория, - пишет Тённис, - имеет своим исключительным предметом исследование отношений взаимного согласия», в результате установления которого возникает какая-то определенная форма социума - группа, община, любое объединение, которое можно представить «вещью или существом, действующим как единое целое как внутри себя, так и вовне». ¬ [1. C. 32]
В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.
Формирование воли — процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.
Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека.
Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам — одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неб лагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.