Введение 3 Проблема, изложенная в произведении Тенниса «общество и общности» 3 Заключение 5 Список использованной литературы 7
БГУ
3 курс

По книге Тённиса "общество и общности "

эссе
Социология
4 страниц
89% уникальность
2014 год
5 просмотров
Трофимова Е.
Эксперт по предмету «Социология общая»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Фрагмент работы
Заключение
Список использованно
Фердинанд Тённис является одним из крупнейших и интереснейших социологов XIX и XX веков. В 1881 г. ему было присвоено звание приват-доцента в университете в Киле за ту работу, которая была первым наброском его теперь всемирно известного труда «Община и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft») [2]. Тённис отличался весьма независимым мышлением, а также не очень покладистым нравом, поэтому в консервативных прусских университетах он считался персоной «нон грата». Звание полного профессора ему присвоили только в 1918 году, в возрасте 63 лет, через два года после того, как он вышел на пенсию, и то не по социологии или философии. Актуальность исследования работы Тенниса «Общество и общности» заключается в том, что, помимо прочего, ученый рассматривает феномен влияния воли на формирование общества, общности, государства, семейных институтов, иных сфер жизни. В зависимости от преобладания какого-либо направления деятельности под влиянием волевых воздействий, происходит формирование целой эпохи. Так, Теннис пишет: «Наиболее энергично я настаиваю на теории, согласно которой социальные сущности или объединения и ассоциации людей имеют по существу идеальный характер, они - продукт мышления в том смысле, что сам факт существования их зависит в сильной степени от сознания их членов» [2. C. 84] Информационной базой послужила научные труды Ф. Тенниса, в которых им подробно излагаются воззрения о влияниях, оказываемых на общественные процессы.. Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Читать дальше
Следует отметить, что Теннис особым образом излагает мысли в своих произведениях. Так, если одни ученые начинают с общественного договора, кто-то с понятия социального института или с борьбы классов, Тённис первостепенно рассуждает о человеческой воле, понятии субъективного и, в общем, совсем не вписывающегося в привычный круг социологической терминологии. Тённис с помощью своего понятия воли подходит к той самой грани, где явления индивидуальной психики выходят вовне, воплощаясь в слова и действия, и начинают формировать социальные феномены. Это необычайно важная разделительная линия, от нее начинается сфера человеческой свободы: до нее - все то, что Бог непреложно вложил в человека: силы и способности, инстинкты, разум и совесть, а также возможность желать и принимать решения. А далее начинается уже область человеческого выбора, - на что он направит эти свои силы и способности. Своим понятием «социальной воли» Тённис обнаружил эту грань. Для Тённиса понятие воли в этом сочетании («социальная воля») важно по той причине, что оно указывает на момент «энергии» (желание, решимость, устремленность), которая из индивидуальной психики переходит на этом этапе в социальный феномен, и в результате этот социальный феномен обретает силу и целеустремленность. Можно выделить следующие этапы формирования воли, или волевых актов: осознание конкретной потребности; осознание возможностей удовлетворения определенной потребности; проявление мотивов деятельности (мотив — это побудительная сила); борьба мотивов деятельности на пути выбора решений; выбор конкретного решения; определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов; выполнение и контроль определенной деятельности; оценка полученных результатов деятельности. «Наша теория, - пишет Тённис, - имеет своим исключительным предметом исследование отношений взаимного согласия», в результате установления которого возникает какая-то определенная форма социума - группа, община, любое объединение, которое можно представить «вещью или существом, действующим как единое целое как внутри себя, так и вовне». ¬ [1. C. 32] В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности. Формирование воли — процесс длительный, и он начинается в раннем детстве. Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека. Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам — одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неб лагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.
Читать дальше
Таким образом, на основании проведенного исследования, мы можем прийти к следующим выводам. Эволюционный подход, господствовавший в XIX веке в социологии, делал упор на том факте, что общество как совокупность людей, объединенных социальными институтами, постепенно развивается от низшего своего состояния к высшему. Первоначально общество было небольшим и просто организованным, но постепенно развивалось и усложнялось, добавляя все новые элементы и выстраивая из них все более сложные структуры. Естественно, как и положено в эволюционной концепции, с ее упором на понятие прогресса, это были изменения к лучшему. Но Тённис отказался рассматривать общество в его генезисе. Он употребил для рассмотрения фактов способ, который впоследствии был развит Максом Вебером и получил название метод идеальных типов [1. C. 33]. Он взял две, наиболее с его точки зрения различающихся, формы социальных отношений - сельскую общину и город с характерными для них социальными структурами - и выделил в¬ них те черты и формы, которыми они наиболее сильно отличались друг от друга. «Задача состоит в том, - объяснял он впоследствии, - чтобы разложить феномены социальных отношений на их составные элементы и теоретически свободно комбинировать их, независимо от того, существуют ли такие чистые формы в реальной жизни» В результате получаются две модели, сконструированные исследователем формы, которые располагаются на максимальном удалении друг от друга. Те признаки, которые выделил исследователь, распределяются между ними таким образом, что те, которыми описывается первый тип, принадлежат только ему и совершенно отсутствуют во втором типе, и наоборот. Именно в чистоте и беспримесности и заключается идеальность этих форм. А вот реальные феномены, которые обязательно содержат признаки как первого, так и второго типов, размещаются между ними: те, в которых больше признаков первого типа - ближе к первому типу, а те, в которых больше признаков второго - ближе ко второму. Получается такой континуум реальных феноменов, которые теперь уже наглядно характеризуются своим местоположением в этом пространстве признаков. В зависимости от преобладания какого-либо направления деятельности под влиянием волевых воздействий, происходит формирование целой эпохи. Так, по мнению Тенниса эра общности предшествует эре общества [2. С. 378]
Читать дальше
1. Toennis F. Begriff von Gemeinde // Soziologische Studien und Kritiken. 1925. № 2. 2. Теннис Ф. Общность и общество // Изд. Владимир Даль. Санкт-Петербург. 2002.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
решение кейс-заданий по психологии
Количество страниц:
15
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
практическое задание
практическое задание по психологии
Количество страниц:
20
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
практическое задание
Модель бизнеса
Количество страниц:
1
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image