В ходе исследования использовались следующие научные подходы и методы:
• дедуктивный метод. Данный метод позволил изучить международные связи Афганистана;
• индуктивный метод, данный метод дал возможность сделать выводы изучения отдельных фактор международного сотрудничества Афганистана;
• исторический подход, с помощью которого проведен анализ политических процессов, происходящих в Афганистане, в развитии – от прошлого к настоящему;
• системно-функциональный подход позволил рассмотреть политику государств по отношению к своим регионам как целостный, саморегулирующийся механизм, состоящий из взаимосвязанных элементов;
• метод case-study был применен при анализе международных связей Афганистана.
На протяжении последних 4-5 лет, с тех пор как США и НАТО объявили о своем решении вывести из Афганистана основные части своих сил, одним из главных вызовов для региональных стран стала ситуация неопределенности. Впрочем, если в начале процесса вывода войск западной коалиции из Афганистана существовали логичные доводы в пользу версии о том, что США после 2014 года оставят в Афганистане достаточно значительную по численности военную группировку, то теперь появились признаки того, что, скорее всего, США оставят в Афганистане небольшую группировку. В частности, на это указывают следующие моменты:
Ускорение в 2012 году темпов процесса обучения афганских национальных правоохранительных структур;
Поэтапная реализация передачи контроля над отдельными районами страны национальным силам с последующим сокращением количества боевых операций с участием военных НАТО;
Активизация переговорного процесса со странами региона с целью осуществления транзита вооружения и техники при выводе;
Стремление найти «общий язык» с вооруженной оппозицией с тем, чтобы после 2014 года снизить градус напряженности.
В начале марта 2013 года в прессе появились данные о возможной численности военной группировки США, которую Вашингтон намерен оставить в Афганистане после 2014 года – от 6 тыс. до 13,6 тыс. военнослужащих. Вряд ли такая группировка сможет вести активные боевые операции против экстремистов. Значит, задача по сдерживанию радикальных сил ляжет на национальные правоохранительные структуры Афганистана.
Между тем, большинство экспертов, в том числе, внутри Афганистана, скептически относятся к тому, что к 2014 году национальные структуры ИРА будут в состоянии самостоятельно противостоять экстремистам. В этой связи опасность прихода к власти радикальных сил усиливается.
Официальный Кабул большую надежду возлагает на переговоры с талибами. Учитывая стремление не только президента Хамида Карзая, но и его американских партнеров найти общий язык в ходе переговоров с талибами, не исключено, что 2014 год станет годом уступок со стороны всех участников афганского конфликта: наряду с Карзаем и США, свою готовность идти на определенные уступки демонстрируют и талибы. Очевидно, что результатом взаимных уступок станет «мягкая исламизация» Афганистана.
Но не все политические силы Афганистана готовы к такому сценарию. Усиление позиций талибов в Кабуле может привести к расколу в афганском обществе и спровоцировать не только межэтническую напряженность, но и привести к реформе административно-государственной системы.
Дискуссии о государственно-политическом будущем Афганистана после 2014 года активизируются в афганском и зарубежном политическом, медийном и экспертном сообществе по мере приближения даты окончательного вывода сил США и НАТО из ИРА. По нашим оценкам, сегодня существует, как минимум, три сценария афганского государственного будущего, которые предлагают афганские и западные эксперты — так называемые План «А», План «Б», План «С».
Согласно Плану «А», в Афганистане после 2014 года сохранится статус-кво: страна будет существовать в своих нынешних административно-государственных границах, при сохранении централизованной власти в виде президентской республики и относительно слабым парламентом.
Предлагаемый к обсуждению американскими экспертами План «В» предполагает радикальные перемены в ИРА. Речь идет о фактическом разделе страны на Север и Юг, по линии, отделяющей провинции с компактным проживанием пуштунов от регионов с преобладанием непуштунского населения. Предлагаемый США План «В» предусматривает создание Исламского Эмирата Пуштунистана, куда должны войти 11 пуштунских провинций Афганистана. Предполагается, что этими районами будут руководить талибы под контролем Кабула. В этом случае центральная власть в Афганистане будет носить, скорее, номинальный характер, а реальные ресурсы и полномочия будут концентрироваться в руках местных властей. В случае реализации Плана «В» власть в Южном Афганистане, населенном пуштунами, неизбежно попадет в руки лидеров Талибана, группировки Хаккани, а также других радикальных религиозных движений. После этого гражданская война между пуштуно-талибским Югом и таджико-узбеко-хазарейским Севером станет лишь делом времени.
В конце декабря 2012 года появилась информация о наличии Плана «С» в отношении Афганистана, предложенного к обсуждению британскими экспертами. По некоторым данным, именно План «С» обсуждался на закрытой конференции в Париже, в которой принимали участие эмиссары Талибана, лидеры бывшего «Северного альянса» и представители официального Кабула.
По имеющейся информации, План «С» предусматривает «управляемую децентрализацию Афганистана» через образование восьми административных округов на Востоке и Юге страны с последующим объединением их в три национально-административных района для компактного пуштунского проживания. Этот план не предусматривает объединение всех пуштунов, поэтому предлагается разделение пуштунов на три округа.