Буддизм представляет собой одну из трех старейших религий, которые только существовали на нашем земном шаре. Ученые насчитывают, что ей исполнилось более двух с половиной тысяч лет.
Его возникновение связывают обычно с северной частью полуострова Индостан. Буддизм принято считать самой ранней религией, так как она появилась даже раньше христианства и ислама, что безусловно увеличивает интерес ученых к её подробному изучению.
Следует отметить, что данная религия оказала свое влияние на те страны, в пределах которых она зародилась и в пределах которых она существовала долгое время. В настоящее время её влияние не только не утратило свою силу, а наоборот усилилось.
Буддизм следует считать даже не как религией, а как целой культурой многих народов. Она содержит в себе не только религиозные устои, но и философские учения, свои традиции и обычаи, духовное восприятие мира, восприятие человека, его роль во вселенной мира.
Изначально он возник не как своеобразная религия, а как определенное учение, которое было противопоставлено учению брахманизма. В результате сначала он получает свое признание среди низших слоев населения, которых заинтересовало в этом направлении то, что оно закрепляло в своих устоях социальное равенство людей .
На основании материалов, собранных учеными-историками основателем древнейшей религии был Сидхартха Гаутама, Шакьямуни. Он был в действительности реальным человеком, но в связи с тем, что жил он достаточно давно, рассказы о нем превратились в легенды.
Идеи данного учения удовлетворяли интересам низших слоев населения еще и потому, что она говорило о том, что человек может найти путь, который избавит его от страданий и мучений, которые он в данный момент испытывает. Кроме того, в отличие от иных, существующих в то время учений, буддизм не требовал проводить обряды или приносить жертву.
Читать дальше
Буддийское учение о мире, перерождениях души и местонахождении называется космология.
Её в свою очередь некоторые исследователя предлагают подразделять на элементы:
1) пространственная космология – учение о тех формах и существах, в которые могут перерождаться как люди, так и животные;
2) учение о времени и периодах, в течении которых происходит возникновение и разрушение миров, именуемые кальпами.
В буддизме обычно выделяется три следующие сферы:
- тридхата – это область чувств;
- камадхата – это область нахождения существ, которые собственно и испытывают данные чувства;
- рупадхата – это область материи;
- арупьядхата – это область нематерии .
Кроме названных сфер, принято так же выделять шесть миров, самым главным из них является мир богов.
Каждый мир наполнен лишь теми существами и предметами, которые характерны для него, если же мир ничем не наполнен он перестает существовать изо своей ненадобности.
Каждое существо, в том числе и человек в мире пребывает в том месте, которое было избрано для него в соответствии с его кармой, то есть с тем путем, который избрал он сам.
Хотя в данной религии и упоминается о перерождении души после смерти в то существо или предмет, которого она достойна на основании тех поступков которые были им совершены в прошлой жизни. Но фактически понятия души в буддизме не существует, так как данное перерождение возможно и в течении жизни. Можно предположить, что здесь имеется ввиду перерождение сознания.
Читать дальше
По сравнению с такими религиями как христианство и ислам, где главной идеей является отношение Бога и человека, в буддизме главным становится внутренний мир человека, его чувства и переживания.
Данная доктрина лежит в четырех истинах, включаемые в положения буддизма. Первая заключается в страдании, которое пронизывает всю жизнь людей, от рождения до самой смерти, причем и рождение и смерть в данном случае рассматривается как страдание. Человек сам заставляет себя испытывать негативные эмоции, ведь никакие достигнутые им желания не приносят его полного удовлетворения, все равно остается некоторое недовольство, вызывающее у существа страдания .
В буддизме, как нам уже стало известно, ведется речь о многочисленных мирах, которые заселены разнообразными существами. Люди отнесены к классу разумных существ, которые, как мы уже говорили, несут страдание. Жители ада испытывают боль от различных видов мучений. Даже Боги испытывают страдание, несмотря на их статус и положение.
Все субъекты буддистского мира проходят путь от рождения до смерти, причем после смерти они рождаются в новом теле, что обусловлено его заслугами или неудачами и ошибками в прошлой жизни. Данная смена рождения, смерти, затем опять рождением называется сансарой. Причем изображается она в виде круга, которое вращается в результате существования разнообразных желаний, представленных в виде разных видов животных.
Прервать данную цепочку перерождений может только человек, который достиг определенного духовного развития.
Наряду со страданием в буддизме признается существование сострадания к человеку, который испытывает мучения и страдания.
Вместо души в данной религии рассматривается поток энергии, именуемый дхарма, который носит изменчивый характер.
Для того, чтобы снизить уровень страдания у себя и себе подобных следует снизить уровень негативных, агрессивных эмоций, испытываемых существом.
Читать дальше
1. Гатальская СМ Философия культуры - К, 2009
2. Гончарук ТВ Культурология - Тернополь, 2009
3. Гуревич ПС Культурология - М, 2009
4. Культурология: теория и история культуры Учебное пособие Издание 3-е / Под ред ИИТюрменко - К, 2010
5. Культурология: учеб пособие для студентов вузов / под ред АН Марковой - М, 2010
6. Левчук ЛТ, Гриценко ВС История мировой культуры – К 2009
Читать дальше