Введение Основная часть Заключение Список литературы
Ранхигс

Томас Нагель «Что все это значит?».

эссе
Философия
8 страниц
91% уникальность
2015 год
3 просмотров
Ирина Б.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Фрагмент текста
Заключение
Список литературы
Из поколения в поколение человечество стремится познать не только окружающий мир, но и само себя. Не важно, знаком человек с философией или нет, основные вопросы, которые решает данная наука, задавал себе каждый на протяжении всей жизни. Впервые человек встречается с понятием добра и зла в детстве. Тогда же остро встают вопросы справедливости, воли и свободы. Вопрос смысла жизни приходит, как правило, уже позднее в более зрелом возрасте, когда начинаешь по-другому воспринимать свое бытие. Тогда, когда теряешь, кого-то из своих близких и ставишь вопрос: чего добился человек в этой жизни? Кто-то, возможно, ничего не достиг и на могилу его никто не придет, а у кого-то большая семья и благодарные дети. Еще более начинаешь задумываться, когда погибает молодежь от дорожно-транспортных происшествий, от наркотиков, от алкоголя. Начинаешь задавать вопрос, а было ли у человека свобода выбора перед тем, как сесть за руль? Или мог ли данный человек отказаться в свое время от «зеленого змея», то на какой бы путь он встал? И что для него было бы смыслом жизни? Особый интерес для нас, как представителей особой ментальности, представляет собой рассмотрение данных вопросов с точки зрения западных философов. Иными словами, бросим свой взгляд за Атлантику на творчество Томаса Нагеля и попробуем найти ответы на выдвинутые вопросы в его книге «Что все это значит?».
Читать дальше
Что же значит «свобода воли»? «Отчасти это может значить следующее: вплоть до момен¬та, когда вы принимаете решение, нет ничего, что оконча¬тельно и бесповоротно определяло бы, каким будет ваш вы¬бор» . Именно так автор определяет данное понятие. Иными словами, если перефразировать данное определение, то получается, что право выбора или волеизъявления остается за человеком и ни что не может заранее определить, какой будет выбор. Казалось бы: все в «наших руках», но здесь понятие несколько ограничено. Необходимо подчеркнуть, что человек волен, только в том случае если не действуют на него обстоятельства непреодолимой силы. Все мы знаем, что действует сменяемость времени суток на земле. За днем приходит ночь, а за ночью снова день. И у человека нет возможности остановить данный процесс или своим волеизъявлением заставить, чтобы было две ночи подряд просто потому, что ему необходимо выспаться или два дня подряд, так как у него не хватает времени на деловые встречи. На то что мы можем изменить или сделать выбор в пользу того или иного предмета действует ряд факторов – это совокупность нашего опыта и наших желаний, и знаний, наша наследственная конституция, социальные усло¬вия и характер выбора, с которыми мы сталкиваемся. Если обратиться к нашим отечественным мыслителям, то мы обнаружим несколько иное представление о свободе воли. Так, Бердяевым Н.А. выдвигалась идея, в которой человек неизбежно был достоин всего, что с ним происходило. Ни о каких более глубоких факторах, повлиявших на свободу воли, речи не ведётся. Не идёт речь и о законах природы, упомянутых Томасом Нагелем. Этим факторы детерминируют выбор человека, отстраняя свободу на второй план. Однако, можно предположить, что детерминизм не распространяется на социум, как не распределяется он, по мнению некоторых учёных на движение элементарных частиц или комет, траекторию полёта которых сложно высчитать. Всё-равно должны присутствовать факторы, предшествующие протеканию того или иного события. Таким образом, сложным является вопрос об ответственности в обоих случаях, в зависимости от того, были поступки определены чем-либо или нет. Говоря о поступках, нельзя не затронуть понятия добра и зла. Сложность в их оценке определяется последствиями не только для одного человека, но и для других людей. Понятие добра и зла отображено в морали, которая корнями уходит в религию. Но религия также ограничена тремя возражениями: во-первых, одна часть людей не верит в Бога, во-вторых, другая часть верит, что если Бог и запрещает зло, то это не делает зло истинным злом; в третьих, истинными мотивами морали не всегда будут являться страх наказания и надежда. Основой морали является установка, что добро и зло для определенного человека должно оцениваться не только с его точки зрения, но и с точки зрения других людей. В этом случае возникает противоречие: необходимо принимать во внимание не только свои интересы, но и интересы других людей. Предубедительность в отношении к близким людям, если суметь верно определить круг близких людей, может обернуться не таким благом для всех остальных окружающих. Однако, и в числе приверженцев морали существует множество споров относительно того, что считать добром, а что злом. Ведь когда вы подаёте милостыню, вы не знаете: купит ли человек на эти деньги хлеб или горячительный напиток? И это открывает ещё один вопрос: равноценности добра и зла для разных людей. Мораль обобщает данные понятия. Зло для одного неизбежно должно являться злом для всех остальных. Как правило, в практике даже нынешнего законодательства нельзя однозначно утверждать. Каждый понимает добро и зло по-своему, так как обладает разными ведущими мотивами, а значит, не может быть одной базовой модели поведения. Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что даже мораль не может быть универсальной основой для оценки добра и зла, так как поступки, совершаемые правильно с точки зрения морали и несущие блага для других в виде жертвенности самого себя, на самом деле помогают ему избежать чувства вины. Если рассматривать творчество Бердяева, то в своих трудах он поставил под сомнение абсолютную ценность добра. Мораль была призвана противодействовать как добру, так и злу, а человек был представлен, как существо виновное как в зле, так и в добре. Такова специфика отечественной философской мысли . Другое философское понятие – справедливость. Если данное понятие рассматривать с точки зрения Аристотеля, то «справедливость есть равное, но только для равных» . По Нагелю, справедливость отражается в неравенстве, которое возникает на уровне межличностных отношений, в семьях с различным уровнем материального достатка и заканчивается на уровне экономическом положении страны. Понятие неравенства, порою навязано обществом и несправедливо: расовая и половая дискриминация. Те неравенства, которые основаны не несправедливости подразумевают наличие дурных действий. Подобные несправедливости могут быть обоснованы как социально-экономическими причинами, определяющими положение человека с рождения, так и природными способностями и задатками, присущими каждому человеку. Возникает вопрос: какие должны произойти изменения, чтобы данные неравенства исчезли? Очевидным является решение через налоговые органы. Отнимая часть денег у одних и отдавая их другим, можно было решить все проблемы. К сожалению, перераспределительные налоги, определяемые государством, стали бы по своей сути несправедливостью. И данная несправедливость носила бы уже политический характер.
Читать дальше
Возможно, моя работа после вышесказанного выглядит также бессмысленной с точки зрения смысла жизни. На самом деле лично для меня это не так. Не каждый день затрагиваешь темы бытия человека, а тем более мысли современных философов. Очень важно ценить каждое мгновение своей жизни и понимать ту же сущность добра и зла, справедливости. Кстати, с последним встречаешься все чаще и чаще, что делает данный вопрос актуальным и в наши дни. Да, у автора свое представление о вечных вопросах, но если задуматься, то можно перенести его трактовки на любую народность, на любой исторический период жизни общества. Проблема же в том, что данные вопросы были и остаются вечными и у каждого ответ будет свой. Почему так? Потому, что так устроен человек. Потому, что каждый воспринимает этот мир по-своему. И философу не чужды свои восприятия этого мира, этой жизни и ее реалий. Свое заключение хотелось бы закончить словами Шекспира У.: «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры». Продолжу от себя: «Да, действительно мы все актеры в этой жизни, но у каждого из нас своя роль в этом маленьком спектакле».
Читать дальше
1.Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А.Бердяев. – М.:Изд-во АСТ,2001. – 447с. 2.Канарш Г. Ю.Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: монография / Г. Ю. Канарш. М.:Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — 236с. 3.Нагель Т.Что все это значит? Очень краткое введение в фило¬софию. Пер. с англ. А.Толстова. - М.: Идея-Пресс, 2001.— 84с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Финансовое оздоровление Орехово-Зуевской теплосети
Количество страниц:
23
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Антикризисное управление
контрольная работа
Роль кредита в стимулировании инновационной деятельности.
Количество страниц:
33
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Деньги Кредит Банки
контрольная работа
Подробная экономическая характеристика Боливии
Количество страниц:
29
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Мировая экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image