ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Биографические сведения Ивана Петровича Савелова (патриарха Иоакима) 5 1.1.Психологический портрет патриарха Иоакима 5 1.2. Основные биографические сведения о патриархе Иоакиме 7 Глава 2. Старообрядческая деятельность патриарха Иоакима 9 2.1. Основные направления антистарообрядческой деятельности патриарха Иоакима 9 2.2. Историческое значение деятельности патриарха Иоакима в борьбе со старообрядчеством 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 БИБЛИОГРАФИЯ 18
Санкт-Петербургская духовная семинария
2 курс

Роль патриарха московского Иакима в борьбе со старообрядческим расколом

исследование, аналитическая работа
История
19 страниц
86% уникальность
2015 год
5 просмотров
Ухов А.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Библиография
Актуальность темы подчеркивается важным для всей истории становления российской государственности этапа борьбы с раскольничеством и, конкретно, роли в ней патриарха Иоакима. Середина-вторая половина XVII века – время переходное, когда, после длительного периода смуты, политической и социально-экономической нестабильности, воцаряется новая династия, возникают и формируются зародившиеся еще в конце XV века основы русского самодержавия. В этих условиях основной целью русских правителей становится обеспечение любой ценой стабильности и правопорядка на всей, вверенной им Богом территории. Любая, даже самая малая угроза могла разрастись в очаг новой смуты и нарушить процесс укрепления самостоятельности российского государства. Одной из таких опасностей являлось явление раскола в русской православной церкви. Раскол не был явлением чисто клерикальным. Он охватил все российское общество в целом, все слои населения, тем самым явившись важным фактором политической нестабильности общества в указанный период. Объектом работы является исследование российских церкви и общества во второй половине XVII века. Предмет состоит в исследовании роли патриарха Иоакима в борьбе со старообрядческим движением. Целью данной работы является выявление роли патриарха Иоакима в борьбе со старообрядческим движением в России второй половины XVII века. Из цели вытекает структура исследования, представленная в ее основных задачах: - составить психологический портрет патриарха Иоакима; - дать обзор основных биографических сведений о патриархе Иоакиме; - выявить основные направления антистарообрядческой деятельности патриарха Иоакима; - определить историческое значение деятельности патриарха Иоакима в борьбе со старообрядчеством. Богословская значимость исследования состоит в изучении способов и приемов ведения полемики с учениями, так или иначе отступающими от ортодоксального православия, а также нахождении правильной позиции по спорным вопросам. Историография темы представлена как источниками – сочинениями против старообрядцев самого Иоакима, так и его сподвижников: (сборник «Скрижаль» (1650-е), «Жезл правления» (1667), «Увет Духовный» (1682)). Одно время считали автором «Увета духовного» самого патриарха Иоакима, однако авторство этого документа не установлено до сих пор. «Увет» состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты челобитной, поданной старообрядцами во время событий 1682 г. подтверждая свои мнения выписками из древних книг. Исследовательская литература представлена работами по истории российского государства (Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев) по истории старообрядческой церкви (Ю.С. Белянкин, А. Доброклонский, А.В. Карташов, прот. Л. Лебедев, Д.Ф. Полознев), а также биографических очерков об иерархах русской православной церкви (А. Богданов, Л.М. И Д.М. Савеловы, П.А. Смирнов). Как правило, дореволюционная литература отдавала дань позиции официальной Церкви, тогда как современная литература пытается дать анализ, исходя из различных точек зрения, выработать, таким образом, объективный подход.
Читать дальше
Патриаршество Иоакима (1674-1690 гг.) распространяется на период царствования государей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и регентства Софьи при малолетних Иване и Петре. Это время больших испытаний, возникших как в церкви, так и в государстве. Основными вехами здесь явились: борьба с расколом, борьба с неграмотностью и пороками в церкви, объединение с украинской церковью, борьба со стихией стрелецких бунтов, и связанным с ними старообрядческими выпадами против власти церковной, а затем и светской. Общим для библиографии являются частые упоминания о необразованности Иоакима, его политической ангажированности и жестокости к противникам. Против изначальной неграмотности патриарха Иоакима свидетельствует Д.М. Савелов, опубликовавший челобитную, написанную скорописью в апреле 1657 г., когда старец Иоаким приехал в Москву. Это свидетельствует, что в то время будущий патриарх уже был грамотным, образованным человеком. До революции в Киевской духовной академии висел портрет патриарха Иоакима, и ходила легенда, что патриарх учился в этой академии. Доказать это никому не удалось, но Л.М. Савелов выдвинул следующую гипотезу. До 24-х лет ничего неизвестно о юности Иоакима, когда он получил первые поместья, т.е. на 9 лет позже обычного срока, когда верстали на службу. Л.М. Савелов задается вопросом: не был ли Иоаким в эти годы в академии? Кроме того, почему он постригся в Киевском Межигорском монастыре, столь далеком от Новгородских и московских земель. Известно, что этот монастырь был войсковой святыней запорожцев, ему в XVI в. покровительствовали князья Острожские, сторонники греко-славянского просвещения. Но Иоакиму было свойственно отвращение к войне, когда трудности походов заставляют людей забыть благочестие и милосердие (его речи по поводу крымских походов). Он не является «упертым» догматиком, каким были многие иерархи того времени. Иоаким стоит на страже веры, покровительствует славяно-греческому образованию, которое встречает больше сопротивления, чем латинское.
Читать дальше
Одними из наиболее острых вопросов в полемике патриаршей Церкви и старообрядцев являлись: «догматический спор о содержании нескольких членов церковнославянского Символа веры, измененных патриархом Никоном; споры о форме и символике перстоложения для крестного знамения, имевшие только на первый взгляд формальные обрядовые причины; дискуссии о Евхаристии, к концу XVII в. перешедшие из проблемы литургической в сферу политическую» . Также разногласия касались эсхатологических (эсхатология – учение о конце света) вопросов, разнившихся в оценке церковной и общественной жизни. Опровержение подобных отступлений от официальной линии Церкви было важным направлением деятельности патриарха Иоакима. Символ веры – это один из краеугольных камней в здании христианской церкви. По представлениям старообрядцев, Символ веры был «испорчен» реформами, начатыми Никоном и закрепленным московскими Соборами 1666-1667 гг. В официальной Церкви был признан только греческий образец из опасения влияния на него ранних латинских переводов, которыми пользовались еще в Древней Руси. Основным спорным вопросом являлась возможность определения третьей Ипостаси (Святого Духа) одновременно как Господа и истинного, и о наступлении царства Христова (которому не будет конца) в будущем, а не настоящем времени. В результате в марте 1658 г. Московский Печатный двор выпускает однолистное издание нового, исправленного Символа веры тиражом 3600 экз. Другой ключевой для полемики проблемой стал вопрос о перстосложени при крещении. Старообрядцы не могли примириться с «нововведениями», поскольку все русские святые и служители церкви, и Сергий Радонежский, и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий крестились двумя перстами. Кроме того, к моменту принятия Русью православия в Византии сложился обычай креститься двумя перстами, откуда она и перекочевала в древнерусские богослужебные книги. В ходе полемики о крестном знамении ни одна из сторон не могла предоставить достаточные доказательства своей правоты, то есть найти источники, имевшие непререкаемый авторитет. Здесь на стороне Иоакима и официальной Церкви выступили виднейшие авторитеты «книжной мудрости», переводчики церковных книг с латинского и греческого языков: Симеон Полоцкий, Стефан Яворский и Епифаний Славинецкий.
Читать дальше
Движение раскольников в России во второй половине XVII в. носило далеко не такой мирный характер, какой оно приняло два века спустя. Данное движение представляло опасность для проведения важных государственных реформ по модернизации, что уже не могло не привлечь внимания государственной власти. Поскольку невозможно было вести борьбу только средствами государственного принуждения, большую роль должна была сыграть сама Церковь и ее основное орудие – проповедь, в том числе посредством печати. Борьба со старообрядцами на этом переломном в истории России этапе требовала решительных действий по его устранению. В противном случае возникала угроза новой смуты. Одним из важнейших результатов никоновских реформ, возможно и не замышлявшимся изначально, по словам В.О. Ключевского, было устранение «главных препятствий, мешавших успехам западного влияния» и последовавших затем преобразований Петра I. Большинство клира теперь «увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность». Воплощением этой «старины» в России стало движение старообрядцев, а одной из наиболее ярких фигур в этой борьбе являлся патриарх Иоаким и круг его соратников, куда следует отнести Симеона Полоцкого, Стефана Яворского и Епифания Славинецкого, Паисия Лигарида, Юрия Крижанича. Сам патриарх Иоаким, исходя из представлений как его врагов, так и соратников, представляется достаточно противоречивой фигурой. Он мог быть одновременно и ревностным и преданным церкви священнослужителем, и, в то же время, «смиренным» слугой стоящих выше иерархов и придворных чиновников. Все это, однако, не лишало его чисто человеческих чувств, таких как властолюбия и даже в некоторой степени деспотизма в отношении подчиненных. Если дореволюционная историография во многом идеализировала образ Иоакима, равно как и других крупных деятелей церкви, то современные работы видят в патриархе Иоакиме хладнокровного политика-интригана, хотя и не вполне смелого и храброго. Эти качества сыграли свою роль и в борьбе со старообрядцами. Основными теоретическими пунктами разногласий между старообрядцами и патриаршей Церковью явились: спор о содержании Символа веры; споры о форме и символике перстоложения; дискуссии о Евхаристии. Также разногласия касались эсхатологических (эсхатология – учение о конце света) вопросов, разнившихся в оценке церковной и общественной жизни. Все эти вопросы к концу XVII века перешли из сферы религиозной в политическую, а само движение старообрядцев, трактуемое как «раскольничество» приобрело статус фактора нестабильности в обществе. Это предопределило отношение к старообрядчеству как к преступному, угрожающему самим основам государства движению, с которым надлежит вести непримиримую борьбу, что и стало одной из важнейших задач патриарха Иоакима. Немало трудностей ожидало патриарха Иоакима на пути борьбы. Одна из главных трудностей была заложена еще Никоном, который принялся за переписывание книг не по «старинным греческим и славянским книгам», как это утверждалось властями, но по современным греческим. Компромисс по вопросу единственного прочтения Символа веры был невозможен по причине того, что и официальные церковные полемисты, и старообрядцы не имели единственного источника, от которого могли бы отталкиваться в полемике. В целях борьбы патриарх Иоакима рассылал в города и веси, охваченные старообрядческим движением особых увещателей и издавал ряд полемических противостарообрядческие сочинений. В них давались разъяснения причин и истории выступлений раскольников, разъяснялось содержание ряда событий государственной важности (в т.ч. стрелецкие волнения и связанные в ними казни духовных лидеров старообрядцев), поднимались и обсуждались важные богословские вопросы. Таким образом, значение антистарообрядческой деятельности Церкви при патриархе Иоакиме состояло в том, что основная опасность, исходившая от движения церковного раскола, грозившая перерасти в церковную смуту, была нейтрализована. Это было достигнуто не столько благодаря карательным действиям властей, сколько путем мирной проповеди пропаганды антистарообрядческих идей в печати. Однако побочным негативным результатом этой деятельности стало распространение апокалиптических настроений и массовые самоубийства старообрядцев. Однако патриарх Иоаким прикладывал усилия и в борьбе с этими эсхатологическими движениями в российском обществе XVII века. Однако нельзя не отметить и жестокость, свойственную антистарообрядческим мерам государственной политики, проводимой по благословению патриаршей Церкви. В то же время нельзя сбрасывать со счетов дух законодательства XVII века, лишенного идей «западного» гуманизма и человеколюбия. Старообрядцы предпочитали погибнуть добровольно, а не от руки последователей антихриста и вероотступников.
Читать дальше
I. Источники: 1. Двенадцать статей царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. - СПб., 1836. С. 419-422. № 284. 2. Иоаким (патриарх Московский, (1620-1690). Извещение чюдесе о сложении триех первых перстов. – М.: Печатный двор, июль 1677. - 16 л. 3. Иоаким, патриарх московский, (1629-1680.). Слово благодарственное о избавлении церкви от отступников. – М.: Печатный двор, Октябрь 1683. - 128 с. 4. Иоаким, патриарх московский, (1629-1680.). Слово на Никиту Пустосвята : Краткая редакция. - [М.] : [Печатный двор], [1682]. - 16 л. 5. Иоаким, патриарх московский, (1629-1680.). Увет духовный святейшаго Иоакима, патриарха Московскаго и всея России [Текст]. - Издание второе. – М.: Синодальная тип., 1882. - 262 л. 6. Симеон Полоцкий (1629-1680). Жезл правления. – М.: Печатный двор, (1667). 154 л.; 7. Слово отвещательное Никона патриарха о толковании литургии и других таин и о крестном знамении // Сборник [рукопись]. - [Б.м.], конец XVII в. - 680 лл. - лл. 81-104; II. Литература: 1. Барсуков Н.П. Житие и завещание святейшего патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879; 2. Белянкин Ю.С. Церковь и государство в полемике со старообрядцами во второй половине XVII в. (на примере деятельности Московского Печатного двора): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Белянкин Юрий Сергеевич. – М., 2012. – 30с. 3. Богданов А. Смирение по Иоакиму. // Наука и Религия. 1995 г. №№ 7–12; 1996 г. №№ 2, 4, 5, 9. 4. Всемирная история в 24 томах. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. 5. Горский И. Ф. Патриарх Иоаким в борьбе с расколом // Странник. 1864. Февраль. С. 51–100; март. С. 101–124; 6. Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. (репринт: М., 1992) Т. 2. С. 232. 7. Ключевский, В.О. Русская история : полн. курс лекций в 2 кн. / В. О. Ключевский. - М. : ОЛМА-ПРЕСС : Крас. пролетарий, 2005. 8. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — Глава 3. М.: Мысль, 1993; АСТ, Астрель, 2006 г. — 608 с. // URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom34.htm#I 9. Полознев Д. Ф. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан // http://www.sedmitza.ru/lib/text/436206 10. Попов М. Г. Материалы для истории патриарха Московского Питирима // Христианское чтение. 1890. № 9–10; 11. Протоиерей Лев Лебедев Москва патриаршая. - М.: Вече, 1995.-594с. 12. Савелов Д.М. Вековая несправедливость. М., 1915. 13. Савелов Л.М. Род дворян Савеловых. М., 1904. 14. Смирнов П.А. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881. 15. Соловьев, С.М. Сочинения : В 18 кн. / С. М. Соловьев ; [Отв. ред. И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев]. - М. : Мысль, 1988-1991.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
матрица Ансоффа
Количество страниц:
6
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Современный стратегический анализ
контрольная работа
Гражданское право
Количество страниц:
10
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Гражданское право
контрольная работа
Экологическое право
Количество страниц:
10
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Экологическое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image