Маркетинговый контроль представляет собой процесс сбора и анализа информации о результатах осуществления стратегических планов маркетинга и проведение соответствующих корректирующих мероприятий. [131, с. 104]
Анализ эффективности маркетинга производится на основе объективных показателей хозяйственной деятельности предприятия на рынке за исследуемый период. Он подразумевает два этапа: анализ эффективности маркетинговой деятельности в целом и анализ эффективности маркетинговых мероприятий.
Этап I. Анализ маркетинговой деятельности в целом.
Любая маркетинговая кампания вторична по отношению к рыночному спросу. Спрос на рынке удовлетворяется в конкурентных условиях, поэтому бесполезно анализировать показатели работы предприятия в отрыве от показателей всего рынка. Например, увеличение продаж на 10 % — неплохой показатель, но если в целом продажи на рынке выросли на 20 % — это плохо. Или наоборот, падение продаж предприятия на 10 % — отличный показатель, если в целом продажи на рынке упали на 20 %.
Анализ эффективности маркетинговой деятельности можно проводить как в статике (положение на текущий момент), так и в динамике (изменение показателей во времени). Главное условие: анализ эффективности маркетинговой деятельности не должен проводиться вне учета рыночной конъюнктуры. Нужно помнить о кардинальном отличии маркетинга от менеджмента: маркетинг имеет дело не столько с управлением предприятием (внутренней средой), сколько с продвижением продукции на рынок (внешней средой).
1. Анализ рыночной конъюнктуры. Рынок как отражение платежеспособного потребительского спроса практически всегда стабилен относительно положения каждого из его участников. Если у одного из них «вдруг» уменьшились или увеличились продажи, то это произошло не просто так, а за счет других участников рынка. [3, с. 104]
Читать дальше
Рекламная компания представляет собой комплекс рекламных мероприятий, которые направлены на достиже¬ние конкретной цели в рамках разработанной маркетинговой стра¬тегии рекламодателя. Рекламная кампания является главным инструментом реализации рек¬ламной стратегии, а также выступает инструментом тактического планирова¬ния рекламной деятельности компании.
Из базового определения можно сделать вывод:
– рекламная кампания – это процесс, включающий в себя несколько последовательных этапов, где первый шаг - это постановка маркетинговых целей, а последний шаг – это анализом эффективности;
– рекламная кампания предполагает комплексное использование различных рекламных средств.
Планирование рекламной кампании предусматривает следующие направления:
1) постановка основных целей и определение целевого рынка (идентификация целевой группы);
2) разработка стратегии и тактики (разработка непосредственно самой рекламной кампании);
3) разработка стратегии и тактики выбора рекламных средств.
План рекламной кампании разрабатывается на основе маркетинговой программы производителя, которая зависит от конкретной ситуации на рынке.
Главная функция рекламы в маркетинге — информирование потребителя о свойствах товаров и услуг и деятельности производителей. Через эту функцию и следует рассматривать всю рекламную деятельность. Можно задействовать престижную и дорогостоящую рекламу, но если рекламируемый товар не востребован на рынке — продать его вряд ли удастся. [1]
Эффективность воздействия рекламы на потенциальных потребителей определяется содержащейся оценкой продвигаемых товаров и аргументацией в их пользу. Если потребитель не обнаруживает такую оценку и аргументацию, то эффективность рекламы намного снижается.
Рекламные аргументы в пользу товара можно разделить на два вида:
• объективные аргументы — логически раскрывающие особенности рекламируемой продукции;
• субъективные аргументы — формирующие у потребителей определенные эмоции и ассоциации.
Читать дальше
Прибыль в стоматологическом бизнесе зависит от нескольких факторов. Воздействуя на каждый фактор, можно повлиять на рентабельность клиники.
1. Количество потенциальных клиентов. Это те люди, которые еще не воспользовались услугами, но уже знают о них. Они либо позвонили, либо зашли на сайт стоматологической клиники, либо просто проходили мимо и заглянули в стоматологию.
2. Конверсия – это показатель того, какой процент потенциальных клиентов становятся клиентами реальными.
3. Средний чек
4. Частота посещений. Этот коэффициент показывает, сколько раз за определенный промежуток времени к вам приходит один и тот же человек. Если мы берем год, оказывается, что один и тот же клиент приходит к вам дважды. Может быть чаще, может быть реже – здесь также высчитывается среднее значение.
1. Предложения для стоматологической клиники по использованию метода наблюдения.
Если в клиники постоянно ведется клиентская база, то на её основе необходимо определить:
- общее число клиентов, которые пришли в клинику за определенный период;
- сколько клиентов пришло повторно за определенный период;
- сколько новых клиентов пришло за определенный период;
- каков средний чек клиента.
Такое наблюдение позволит оценить частоту посещения и её зависимость от различных факторов. Отдельно можно оценить количество клиентов в будни и выходные дни. Также целесообразно вести и анализировать базу потенциальных клиентов. В дальнейшем необходимо оценить, какое число клиентов и базы потенциальных перешло в постоянную клиентскую базу.
Если есть подозрения, что низкая конверсия связана с неэффективной работой администраторов, то можно совершить несколько пробных звонков в клинику и понаблюдать за тем, как администраторы разговаривают с клиентами. Эффективный метод – это проверка стоматологии «тайным покупателем». Такой способ позволит определить, насколько четко соблюдаются регламент общения администраторов с клиентами и регламент оказания стоматологических услуг.
Читать дальше
1. Алиева Л. И. Рекламная кампания своими илами. Готовые маркетинговые решения. – СПб.: Питер, 2008. – 150 с.
2. Зорина Т. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Т. Г. Зорина, М. А. Слонимская. – Минск, 2010. – 411 с.
3. Калужский М. Практический маркетинг: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 176 с.
4. Каменева Н. Г. Маркетинговые исследования. – Инфра-М, 2011. – 119 с.
5. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
6. Маркетинг. Теория и практика: учебник для бакалавров / под. ред. И. М. Синяева. – М.: Изд-во Юрайт, 2011ю – 652 с.
7. Маркетинговые исследования в здравоохранении: учебно-методическое пособие для студентов факультета ВСО дневного, вечернего и заочного отделений. / под. ред. проф. О. А. Васнецовой. – Москва: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК, 2008. – 209 с.
8. Маслова Т. Д. Стратегическое планирование маркетинга: учебное пособие / Т. Д. Маслова, И.О. Трушникова / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. Г. Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 96 с.
9. Мудров А. Н. Основы рекламы : учебник / А. Н. Мудров. — 2-е изд.. перераб. и доп. — М. : Магистр, 2008. — 397 с.
10. Синяева И. М. Маркетинговые коммуникации: Учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. проф. Л. П. Дашкова. – 5-е изд. – И.: Издателько-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 324 с.
Читать дальше