Исследования хозяйственных связей в логистике включают анализ материально-транспортных потоков, возникающих в процессе функционирования предприятия.
Анализ и изучение зарубежной и отечественной литературы по логистике позволяют сделать вывод, что логистические исследования включают все виды исследовательской деятельности, тем или иным образом связанные с планированием, управлением и контролем всего многообразия логистических задач. [2, с. 328]
Оптимизация логистических хозяйственных связей осуществляется посредством систематического сбора и анализа информации, а также моделирования потоков, возникающих на предприятии.
Универсальный метод описания логистических потоков – это экономико-математические методы и модели. В современных условиях чаще всего моделирование осуществляется с использованием компьютерной техники и специализированных программ.
В контрольной работе будут рассмотрены основные понятия об экономико-математических методах и моделях, которые используются в логистике. Особое внимание будет уделено моделям управления запасами и транспортной задаче.
Читать дальше
Потоковые процессы в логистике на практике можно сгруппировать следующим образом:
- закупки (снабжение);
- сбыт (продажи);
- перемещение (транспортировка);
- складирование (запасы).
В производственно-коммерческой деятельности фактически каждого предприятия возникают эти группы потоков. С помощью управление они объединяются в единую систему.
Управление – это инструмент, обеспечивающих системность всех процессов и их результативность. Результативность в экономической науке выражается количественно, поэтому для оценки результатов необходимо применять математические методы.
Важное место при моделировании потоков занимают следующие стоимостные параметры:
- стоимость выполнения заказа;
- стоимость единицы запаса;
- постоянные расходы;
- стоимость перевозки единицы груза;
- убытки от простоя транспортных или иных технических средств.
Эти параметры конкретизируются в зависимости от моделируемых ситуаций. В некоторых динамических моделях присутствуют временные параметры, например, интервалы поставок, время хранения запаса или время транспортировки.
В логистике в процессе управление необходимо обеспечить прохождение потока от начальной до конечной точки с наименьшими затратами. А для принятия правильного управленческого решения необходима модель управляемого процесса.
Читать дальше
Запас в системе логистики предприятия представляет собой совокупность ценностей, которые ожидают потребления. [18, с. 7] На предприятии запасы обеспечивают товарно-материальными ценностями основную и вспомогательную деятельность.
Образование запаса объективно обусловлено несовпадением во времени и пространстве потребления материальных ресурсов. Поэтому от наличия и состояния запасом во многом зависит ритмичность и эффективность работы всего предприятия.
Наличие большого дефицита и избытка запасов говорит о неэффективном менеджменте. Дефицит сырья или готовой продукции может привести к проблемам на производстве и потере крупных заказчиков и доли рынка. Перенасыщение складов производственными запасами приводит к их моральному устареванию, порче, а также к замораживанию денежных средств в оборотных активах. [15]
Возникновение запасов также может быть связано с колебаниями спроса на продукцию. Точно спрогнозировать спрос в условиях рыночной экономики достаточно сложно, поэтому для того, чтобы платежеспособный спрос был всегда удовлетворен, необходимо создавать определенный резерв товарно-материальных ценностей. В логистике снабжения для управления запасами используется модель с фиксированным размером заказа и модель с фиксированным интервалом времени между заказами.
Модель с фиксированным размером заказа
Размер заказа в данной модели – это основной параметр, который определяется в первую очередь. Он должен быть строго зафиксирован. Изменение размера заказа в рамках данной модели не предусмотрено. Новый заказ осуществляется в тот момент, когда текущий запас достигает своего порогового значения. Если поступивший заказ не может пополнить систему до порогового уровня, то новый заказ осуществляется непосредственно в день поступления заказа.
Читать дальше
Большая часть логистический операций на пути движения от первичного поставщика сырья до конечного потребителя продукции осуществляется с использование различных транспортных средств
Затраты на транспортную логистику могут составлять до 50% от общих логистических затрат.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, который связан с организацией перемещения различных грузов. В этом случае транспорт рассматривается как составная часть логистической цепи.
При решении задач, которые возникают в транспортной логистике, чаще всего используется модель транспортной задачи и ее различные модификации. Транспортная задача относится к задачам линейного программирования и широко применяется на практике.[4]
Некоторый однородный продукт находится у m поставщиков Ai в количестве ai (i = 1..m) единиц, нужно обеспечить доставку n потребителям Bj в количестве bj ( j = 1..n) единиц. Известна стоимость cij - это затраты на перевозку единицы груза от i-го поставщика к j-му потребителю.
Необходимо составить такой план перевозок, который позволит перевезти все грузы и полностью удовлетворить потребности, при этом стоимость перевозки должна быть минимальной.
Будем считать, что xij – это количество единиц груза, которые запланированы к перевозке от i-го поставщика к j-му потребителю. Тогда стоимость перевозки составит cij×xij.
Читать дальше
Оценивая опыт крупных компаний можно сделать вывод, что логистика играет стратегически важную роль в развитии любого предприятия. Внедрение логистических методов дает возможность компаниям не только значительно укорить оборачиваемость и снизить запасы и себестоимость, но и наиболее полно удовлетворить потребности покупателей.
При логистическом подходе к управлению материально-транспортными потоками предприятия все отдельные логистические процессы объединяются в единую систему. Принято различать следующие виды логистических систем. Логистические системы с прямыми связями встречаются достаточно редко, в таких система материальных поток движется непосредственно от производителя к потребителю, участие посредников в таких системах не предусмотрено. В эшелонированной логистической системе действует хотя бы один посредник. В гибких системах движение потоков может осуществляться напрямую или через посредников.
Все управленческие решения в области логистики принимаются на основе построенных логистических моделей. Чем лучше модель отражает реальность, тем она качественнее. Самые эффективные модели создаются с помощью математических методов.
В контрольной работе были рассмотрены часто используемые математические модели материально-транспортных потоков. Логистика снабжения и транспортная логистика – это определяющие области управления.
В области снабжения в логистики применяются модели с фиксированным размером заказа и ритмом поставки, а решение задач в транспортной логистике может быть достигнуто посредствам применения транспортной задачи с заданными ограничениями.
Читать дальше
1. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
2. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.
3. Бродецкий Г. Л. Управление запасами: учеб. пособие / Г. Л. Бродецкий. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
4. Введение в математическое моделирование транспортных потоков: учеб. пособие / Под ред. А.В. Гасникова. — М.: МФТИ, 2010. — 362 с.
5. Волгин В. В. Логистика хранения товаров: Практическое пособие / В. В. Волгин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 368 с.
6. Волгин В. В. Склад: логистика, управление, анализ / В. В. Волгин. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 736 с.
7. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. – 19-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 484 с.
8. Гвилия Н. А., Ефремов А. А. Корпоративная логистика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 119 с.
9. Коммерция и логистика: Сборник научных трудов. Выпуск 8 / Под. ред. В. В. Щербакова, А. В. Парфенова и Е. А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 204 с.
10. Коммерция и логистика: Сборник научных трудов. Выпуск 9 / Под. ред. В. В. Щербакова, А. В. Парфенова и Е. А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 315 с.
11. Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: Книжный Мир, 2009. – 512 с.
12. Логистика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т. И. Савенкова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 255 с.
13. Маргунова В. И. Логистика: ответы на экзамен. вопр. / В. И. Маргунова. – 2-е изд. перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 144 с.
14. Муртазинова К. Р. Управление цепью поставок на основе логистики // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 174-176.
15. Организация и планирование производства. Для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации», бакалавров по направлению «Менеджмент» всех форм обучения : учебное пособие / А. Г. Айрапетова, И. А. Веденецкая, В. В. Корелин, Н. А. Соколова, В. М. Федоточкин ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Г. Айрапетовой и д-ра экон. наук, проф. В. В. Корелина. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 235 с.
16. Панферов Д. И. Управление запасами // Планово-экономический отдел. – 2012. - № 9 сентябрь. – с. 3-15.
17. Плоткин Б. К., Делюкин Л. А. Экономико-математические модели и методы в логистике: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010 – 96 с.
18. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М: ИНФРА – М, 2008. – 430 с.
19. Тихомирова А.Н., Сидоренко Е.В.. Математические модели и методы в логистике: Учебное пособие. М.: НИЯУ МИФИ, 2010. –320с.
20. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами / Джон Шрайбфедер: Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 304 с.
Читать дальше