Актуальность темы исследования. Состояние общероссийского и территориальных рынков труда выступает одним из ключевых факторов, определяющих темпы и характер поступательной экономической динамики. В свою очередь, качество трудового потенциала, уровень экономической активности и занятости находятся в прямой зависимости не только от уровня развития рыночных отношений, но и от содержания демографической политики, мер государственного регулирующего воздействия в сфере образования, а также обоснованности и достоверности прогнозов относительно движения трудовых ресурсов и уровня занятости в кратко- и долгосрочном периодах, на основании которых формируются целевые ориентиры для всех участников рынка труда.
Реализация стратегической цели государственной политики содействия занятости предполагает необходимость формирования условий сбалансированного развития территориальных рынков труда, что позволит преодолеть характерные для современной России низкий уровень трудовой мобильности, структурный дисбаланс спроса и предложения, несоответствие структуры трудового потенциала потребностям реформируемой экономики, а также позволит снизить уровень структурной безработицы.
Подобные диспропорции, являющиеся в значительной степени результатом структурных преобразований российской экономики в 90-е гг.XX в., усилились в период мировых экономических кризисов 1998 и 2008 гг., что нашло отражение в динамике спроса и предложения труда и подтвердило низкую эффективность системе государственного регулировании сферы занятости.
Несмотря на то, что в период с 2000 по 2012 гг. число занятых в Российской Федерации (РФ) выросло с 65,07 млн. чел. до 71,55 млн. чел., уровень безработицы сократился с 10,58% до 5,46%, сохраняется значительная дифференциация между российскими регионами по уровню безработицы.
Читать дальше
Исследование нашей законодательной практики и правовой политики в период 1917-2000 гг. дает возможность обнаружить как отрицательные, так и положительные результаты российского законного опыта, что следует принимать во внимание в современном этапе формирования Российского государства и права. В наше время период протекает процедура переоценки многочисленных устоявшихся положений историко-правовой науки с новых, современных позиций. Снятие идеологических барьеров дает возможность наиболее объективно приблизиться к осмыслению правовой практики. Это относится и проблем законного регулирования занятости и защиты интересов населения РФ .
1) 1917 - 1920 гг. - формирование и развитие российского законодательства о занятости населения, принятие страной наличия безработицы, развитие национальных форм охраны населения от безработицы;
2) 1921 - 1930 гг. - формирование российского законодательства о занятости жителей и форм охраны от безработицы вплоть вплоть до провозглашения ликвидации отсутствия работы в период нэпа и концепции основ социализма;
3) 1931 - 1990 гг. - изменение законного регулирования занятости населения в обстоятельствах планово-административного управления экономикой;
4) 1991 - 2000 гг. - развитие и формирование современного российского законодательства о занятости населения, форм охраны от безработицы в обстоятельствах перехода к рыночным взаимоотношениям.
Читать дальше
Согласно Закону «О занятости населения» безработными признаются граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимают органы службы занятости населения по месту жительства гражданина. Такое решение должно быть принято не позднее 11 дней со дня предъявления им в органы службы занятости следующих документов: паспорта, трудовой книжки либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о средней зарплате за последние три месяца по последнему месту работы. Если гражданин ищет работу впервые и не имеет специальности, он должен предъявить паспорт и документ об образовании.
При этом, если выплачивают пособие в связи с ликвидацией организации, или в связи с сокращением, данное пособие не является основанием для отказа в постановки на учет в качестве безработного.
Если же гражданин обратившийся в центр занятости ищет работу в первый раз, то есть у него нет стажа, тогда ему необходимо предоставить паспорт и документ об образовании (аттестат, диплом). Если же гражданин является инвалидом, тогда ему необходимо еще предоставить индивидуальную программу реабилитации. Делается это с целью поиска подходящей ему работы в соответствии с теми ограничениями и рекомендациями, которые дали врачи.
Читать дальше
Современные представления о социальных гарантиях правовой защите безработных граждан исходят из особенностей социальной политики российского государства и опираются на теоретические представления о безработных гражданах, ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. Социальные гарантии, которые являются социальным институтом, представляют собой совокупность правовых норм, которые призваны разрешать поставленные социально-экономические проблемы, на государственном уровне и в международном контексте. Проблемы, которые решаются государством в сфере социально-правовой защищенности, связанны с категорией субъектов, которые в связи с определенными обстоятельствами, такими как отсутствие работы либо по другим причинам не имеют определенных средств для удовлетворения своей жизнедеятельности своей и нетрудоспособных членов семьи. Именно поэтому социальная защита призвана обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и благосостоянию граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
Под социальными гарантиями подразумеваются материальные условия, которые государство, общество может предоставить гражданину при порете им работы и безработице. Уровень социальных гарантий будет зависеть от возможностей государства на данном этапе своего развития .
Безработные граждане являются участниками правоотношений в сфере занятости и обладают совокупностью определенных прав и обязанностей, а также каждый признанный в установленном порядке безработный получает социальные выплаты в виде пособия по безработице, материальной помощи и стипендий.
Читать дальше
Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом комплексного преобразования экономики регионов. Колебания спроса и предложения рабочей силы на рынке труда демонстрируют свою зависимость от целой совокупности факторов: демографической ситуации в регионе, развития экономических, инвестиционных и миграционных процессов, реализация мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения.
Последовательное проведение государственной политики в области содействия занятости населения в регионе является одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития. Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Целью государственной политики по регулированию занятости населения является содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.
Высокая численность занятых и низкий уровень безработицы – одни из важнейших показателей экономического и социального развития регионов и страны в целом. Важной составляющей региональной политики занятости населения являются региональные программы содействия занятости населения и прогноз баланса трудовых ресурсов как средство оценки трудового потенциала и состояния занятости населения на текущий момент и на перспективу. Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом экономического развития региона. Принятие стратегических решений в области борьбы с безработицей и обеспечения полной и эффективной занятости в регионе невозможно без комплексного анализа ситуации на рынке труда, в том числе без формирования прогноза баланса трудовых ресурсов в регионе.
Вместе с тем, в сфере особого внимания государства должен находиться ряд ключевых проблем в сфере занятости населения:
• диспропорция спроса и предложения рабочей силы;
• сохранение потенциала высококвалифицированных рабочих кадров (повышение конкурентоспособности безработных);
• неразвитость малого бизнеса, самозанятости;
• низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан;
• невысокая эффективность системы переподготовки безработных граждан; значительный уровень безработицы среди молодежи и сельского населения.
Для создания условий роста занятости населения необходимо активизировать и сделать более эффективной работу по предоставлению государственных услуг по информированию граждан о положении на рынке труда, реализация мероприятий активной политики в области занятости населения.
Наиболее эффективными являются направления активной политики занятости по организации профессионального обучения по профессиям, а также самозанятость граждан. Таким образом, большое место среди гарантий занимают социальные гарантии и компенсации гражданам, которые стали безработными.
В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций: выплату в установленном порядке пособия по безработице; выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами власти; оказание материальной помощи.
Читать дальше
Нормативно- правовые акты
1. Конституция РФот 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г.№7-ФКЗ // Российская газета. 21 января 2009г. №4831.
2. Стратегия 2020: Новая модель роста–новая социальная политика: промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. М.,2011.517с.
Основная литература
3. Астахов П. Пособия и льготы. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / П. Астахов. – М.: Эксмо, 2012. – 288 с.
4. Антонова Е.Г. Принципы построения правового государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996.22 с.
5. Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2007. С. 33.
6. Беликова Т., Минаева. Л. Пенсия. Расчет и порядок оформления //[Текст]Изд. Питер, 2011г
7. Бочарова О.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 152 с.
8. Власов В. Безработные без пособия.//[Текст]Социальная защита 2005№1. с.19-22.МустаеваФ.А. Взаимодействие институтов общества в социальном сопровождении самоопределения семьи как социологическая проблема// EuropeanSocialScienceJournal («Европейский журнал социальных наук»). 2012. №4(20). С.335-342.
9. Егоров Е.В. Социальное страхование. //[Текст] М.: Издательский дом «Экономист», 2008. – 205 с.
10. Жуков А.Н. Тенденции развития российской системы трудоустройства и необходимость ее реформирования//[Текст]Аудит и финансовый анализ. №1, 2012.
11. Захаров Н. Л.Управление социальным развитием организации / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2013. – 208 с.
12. Кабышев В.Т. Защита прав человека – главное направление правовой политики России // Государство и право. 2007. №1
13. Кобзева С. И.Источникиправа социального обеспечения России / С. И. Кобзева. – М.: Проспект, 2013. – 266 с.
14. Коваленко Е.А., Строкова Е.Л. Бездомность: есть ли выход? М: Фонд «Институт экономики города», 2010.
15. Локтюхина Н.В. Профилактика безработицы. Перспективы системы защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 4. – С. 15-17.
16. Мальцев Г. В.Социальные основания права / Г. В. Мальцев. – М.: Норма, 2013. – 800 с.
17. Миронова Т. К. Право социального обеспечения / Т. К. Миронова. – М.: КноРус, 2013. – 312 с.
18. Платонова Н. М. Теория и методика социальной работы / Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. – М.: Академия, 2013. – 400 с.
19. Панкратова О.В. Состояние исполнения норм законодательства, регулирующего порядок выплаты заработной платы: обзор практики прокурорского надзора в России за 2005г. //[Текст]Экономико - правовые и духовные проблемы современности, г. Пятигорск.- 2006. С. 135-140
20. Снежко О. А. Защита социальных прав граждан. Теория и практика / О. А. Снежко. – М.: Инфра-М, 2013. – 274 с.
21. Сен A. Развитие как свобода / Пер. с англ. Е. Полецкой / Под ред. Р. М. Нуреева. М.: Новое изд-во, 2004.
22. Саралиева З. Х. Система социальной работы :монография. Н.Новгород, 2008.
23. Тарануха Ю. Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость.//[Текст]Человек и труд 2005№2. с.18-22.
24. Уланов С. Анализ положений Федерального закона №122 в части «Монетизации льгот».//[Текст]Социальное обеспечение 2005№5. с.12-15.
25. Хухлина В.В. Некоммерческий сектор: сущность и о собенности//Отечественный журнал социальной работы. 2005.№.3.С.19-26.
26. Холостова Е. Правовое обеспечение социальной работы / Е. Холостова, О. Прохорова. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 256 с.
27. Шарин В. «Социальное обеспечение» - понятие, требующее уточнения.//[Текст]Социальное обеспечение 2005№6. с.36-39.
28. Седых Д.Д., Горшкова В.И. Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики [Электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/182/2004 (дата обращения: 01.12.2013).
29. Занятость и безработица [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d07/3-2.htm (дата обращения: 01.12.2013).
30. Атоян И.И. К вопросу о женской безработице // Социологические исследования. 2005. № 7.
31. Вукович Г.Г., Магомедов К.У. Развитие южно-российских регионов в условиях активизации их социально-трудовой компоненты // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 154–158.
32. Берлин Л.В., Вукович Г.Г. Региональные аспекты управления трудом // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 44–48.
33. Вукович Г.Г., Захарова Л.Н. Воспроизводство рабочей силы: проблемы и противоречия молодежного сегмента рынка труда // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 113–116
34. Абрамова Е. А., Ильченко А. Н. Проблемы безработицы в странах мира: сравнительный анализ, опыт разрешения //
35. Современные наукоемкие технологии: региональное приложение. 2011. № 2. С. 5-10.
36. Авдеева А. А. ТНК в современном мире как фактор осуществления глобализации мировой экономики // Новые технологии. 2010. № 1. С. 72-74.
37. Арбатский Д. В. Проблема занятости и безработицы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2010. № 20. С. 43-45.
38. Бачило Е. В. Влияние уровня безработицы и алкоголизации населения на суицидальную активность в различных районах Саратовской области // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7. № 3. С. 673-676.
39. Безработица. Детали мозаики [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon.kz/129593-bezrabotica-v-ssha.-posobija.html (дата обращения: 07.03.2011).
40. Вукович Г. Г. Рынки труда промышленно развитых стран в условиях глобализации // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 2. С. 121-124.
Читать дальше