В качестве основных функции религии можно выделить компенсирующую функцию, интегрирующую функцию, регулирующе-контролирующую функцию, экзистенциальную функцию, а также политическую функцию и др.
Суть компенсирующей функции в том, что она выступает в роли покровителя, который все может объяснить, и утешителя, выступающего посредником между слабостью человека и всесилием природных стихий. В соответствии с религиозной концепцией, уже на этапе самой ранней и примитивной модификации религия должна была предохранять от злого влияния неизвестных внешних сил и, одновременно, пытаться дать советы по избежанию данного воздействия, защиты от него, раскрыть способы задобрения злых сил.
В свойственной ей иллюзорно-мистической форме религия стремилась компенсировать бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства и многое другое. Благодаря вере в богов и духов, приношению им жертв, молитв и надежды на их помощь, люди добровольно отдавали себя под покровительство недоступных глазу сверхъестественных сил, в чье всемогущество он искренне верил.
С развитием и усложнением общества происходил процесс изменения форм компенсации. Так, во время обращения к религии и твердой веры в ее догматы, человек пытался найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливости и обид, социального неустройства и политических преследований. При этом, смысл данной функции оставался тем же, а именно в том, что в религии люди, в особенности религиозно активные слои населения, среди которых могут быть и отшельники, и аскеты, и монахи, и суфии и многие другие, пытались нати путь к спасению от несовершенства земного пребывания, путь избавления от страданий, путь бессмертия, слияния с Абсолютом, вечной жизни на небесах и т.д.
В связи с этим, можно сказать, что из компенсирующей функции религии вытекает другая ее функция, а именно интегрирующая, имеющая определенную социальную значимость.
Читать дальше