Задание 1. Раскройте характерные особенности философии Нового времени.
Ответ. Отличительной чертой Нового времени является критика теологической средневековой схоластики (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Философы этого времени подвергают сомнению знание, основанием которого являются не опыт и разум, а догматические постулаты и мнения авторитетных церковных служителей. Разум начинает возвышаться над верой, а философия над теологией. Центром идеологии Нового времени является вера в безграничные возможности научного разума и в здравого смысла как в сфере природы, так и в индивидуальной и общественной жизни (Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник. М., 2005. С. 152-153).
Принципиально новым в философии природы этого периода было утверждение механистического материализма. В основе биологической жизни они видят физические процессы, а последние понимаются как механическое движение, развитие происходит по естественным законам. Происходит зарождение эволюционных представлений о развитии природы и совершенствовании ее форм (Г.В. Лейбниц, Ж.О. де Ламетри, Ж.Б. Ламарк, Д. Дидро, П. Гольбах) (Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник. М., 2005 С. 152-153).
В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: первый – связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй – с гносеологическим осмыслением понятия «субстанция», его необходимости для научного знания (Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для вузов. М., С. 31-32).
Существенное внимание в философии XVIII в. уделяется проблеме человеческой природы. Выдвигается тезис: человек по своей природе добр. Особое значение начинает приобретать воспитание и образование человека. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей, существующее изначально от рождения. Это было достаточно прогрессивным течением в философской мысли того времени.
Читать дальше