Содержание
Введение 2
1. Этапы научного пути Л.С. Выготского 3
2. Культурно-историческая концепция: основные понятия 6
3. Проблема развития высших психических функций 10
4. Культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации 12
Заключение 18
Список использованных источников 19
Читать дальше
Заключение
Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским принципиальные идеи и система основных понятий. Им были разработаны основы культурно - исторической теории развития психики. Хотя Л.С. Выготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизировано и уточнено в работах других ученых - представителей школы Л. С. Выготского.
Согласно культурно-исторической теории формирование высших психических функций происходит за счет интериоризации процесса общения со взрослыми, переноса их действий во внутренний план.
Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями
Предметом интериоризации выступает именно значение. «Ребенок, организуя собственное поведение по социальному типу, применяет к себе тот способ поведения, который раньше применял к другому.
Речь, будучи сперва интерпсихическим процессом, становится теперь интрапсихической функцией: становится инструментом организованного решения задачи. Ребенок управляет своими движениями и действиями теми же средствами, какими ранее управлял поведением взрослого — знаками, словами. Получатся два этапа — вначале ребенок управляет взрослым, а затем, теми же средствами — знаками, словами — самим собой.
Читать дальше
Список использованных источников
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. – М.: «Педагогика», 1983. – 432 с.
2. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1991, N 4.- С. 5-18.
3. Давыдов, В. В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л. С. Выготского // Альманах «Восток», 2005, №10. – С. 20-32.
4. Коул, М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии, 2005, № 3. - С. 5 — 20.
5. Маланов, С.В. Культурно-историческая теория развития высших психических функций человека Л. С. Выготского и ее значение для анализа психолого-педагогической практики // Вопросы психологии, 2009, №4. – С. 12-18.
6. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический Журнал, 2003, № 1. - С. 3 — 18.
7. Общая психология / Под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с.
8. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 624 с.
Читать дальше