Содержание Введение 3 1. Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция 4 2. Власть и мораль по Н. Макиавелли 7 Заключение 10 Список использованной литературы: 11

мораль и политика в учениях Конфуция и Н.Макиавелли:1)политический идеал государственного устройства;2)власть и мораль

реферат
Право
8 страниц
100% уникальность
2010 год
147 просмотров
Рыговская Н.
Эксперт по предмету «История политических и правовых учений»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 1. Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция 4 2. Власть и мораль по Н. Макиавелли 7 Заключение 10 Список использованной литературы: 11
Читать дальше
В данной работе речь пойдет о соотношении таких двух понятий как мораль и политика. Актуальным для исследования этих двух категорий является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Эта работа даст обзор лишь тех концепций, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей. Каждый человек имеет свое неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических. Этот взгляд имеет основания и обусловлен неповторимым личным опытом, воздействием социальной среды и воспитания, системы верований, уровнем нравственного и просто умственного развития, психофизиологическими особенностями индивида, особенностями социального положения и многими другими факторами. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек имеет законные основания видеть мир таким, каким видит. Так же, как невозможно запретить испытывать те или иные чувства в ответ на жизненные ситуации, так невозможно заставить человека изменить свое этическое или политическое мировоззрение. Можно лишь предложить что-то лучше, совершеннее и ближе к истине.


Доверьте написание магистерской диссертации в Иркутске профессианалам Work5.


. И любой вправе принять или отвергнуть, либо иметь свое особое мнение по поводу этого лучшего. Диалог между политикой и моралью ведется с давних исторических времен. В нем принимали участие и великие мыслители прошлого, и малоизвестные современникам философы, представители литературы и искусства, политики и религиозные деятели. В работе будут рассмотрены следующие аспекты: - различия и разногласия между моралью и политикой - точки зрения Конфуция и Никколо Макиавелли по вопросу морали и политики. 1. Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция Основоположником направления в истории этической и политической мысли Китая стал Конфуций (51-479 гг. до н. э.), выразив свои воззрения на этот счет в книге «Лунь юй», что в переводе с китайского «Беседы и высказывания», составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Дети ее заучивали наизусть, а взрослые могли обратиться к ней как к авторитетному источнику при решении политических или семейных проблем. Беря во внимание традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Так под государством он понимал большую семью. Власти отца равнозначна власть имератора («сына неба»), а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, в которых младшие зависят от старших. В основу социально- политической иерархии Конфуций закладывает принцип неравенства людей. Так, «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Исходя из этого, можно говорить о том, что Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку участие простого народа в управлении государства было полностью исключено[1]. Однако идея Конфуция предусматривала правление аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Исходя из этого, предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер»[2]. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: «людей, живущих далеко и не подчиняющихся», необходимо «завоевать с помощью образованности и морали». «Бели бы удалось их завоевать, - добавлял он, - среди них воцарился бы мир». Эти культуртрегерские и миротворческие мотивы в дальнейшем нередко использовались китайскими правителями в качестве морального прикрытия своих завоевательных акций и подчинения своей власти других народов. В целом добродетель в трактовке Конфуция - это обширный комплекс этика- правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (my), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально- политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями. Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль. Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а в 11 в. до н. э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. 2. Власть и мораль по Н. Макиавелли В области политики новое учение выразил Никколо Макиавелли (1469- 1527). Он был на государственной службе в своей республике Флоренции и, хотя не занимал высоких постов, хорошо узнал механизм политики. В 1512 году республиканское правительство было заменено тиранией Медичи. Макиавелли изгнали из Флоренции. После того он написал трактат «Государь», эта работа благодаря своей остроте, убедительности, неожиданности и меткости выражений стала одной из немногих политических книг, вошедших в мировую литературу. Самый революционный аспект «Государя» не в том, о чем там говорится, а в том, что игнорируется. До Макиавелли для всех политиков-теоретиков главным вопросом была цель государства. Власть мыслилась только средством достичь справедливости, благосостояния, свободы или Бога. Макиавелли утверждает, что целью является сама власть, и обсуждает только средства взять, удержать и распространить ее[3]. Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, не зависимую от других источников. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Все позволительно, даже обязательно - вплоть до тягчайших преступлений. Макиавелли не считает мораль ниже государства, просто каноны власти и узы морали не соприкасаются. Для моралиста выше всего этика, для священника - религия, для государственного деятеля - интересы государства. «Цель оправдывает средства». Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно - спасет ли оно жизнь и свободу государства?» Макиавелли нигде не восхваляет аморальность ради аморальности, он не нигилист; он не отрицает общечеловеческих ценностей и не пытается их разрушить. Но у государственного деятеля нужды власти превалируют над моралью. Не Макиавелли изобрёл политическое убийство, предательство и обман. Но до него они совершались de facto, и никто не пытался их узаконить. Старались не замечать или оправдывать, или, в лучшем случае, строго осуждать «отдельные эпизоды» (ибо эти преступления, как бы часто ни совершались, считались исключениями). Макиавелли, покончив с лицемерием, создал четкую систему ценностей, отличных от общепринятой морали. Добро и зло превратились в его трактате из абсолютных категорий в относительные. Использование яда - добро, если этим избавляешься от политического врага, тем более, если никто не узнает. Это вовсе не означает, что отравления вообще допустимы; цель политики - власть, то, что эффективно для ее достижения - добро, то, что неэффективно, - зло, если употребить религиозный термин - грех. Добродетели государя - решительность, честолюбие, сила, удачливость, а не богобоязненность, порядочность и целомудрие. Макиавелли видит даже «величие» в изящных и великолепных преступлениях. У главы знаменитой семьи Борджиа, папы Александра VI, был личный палач и отравитель, занятый делом постоянно. Макиавелли пишет: «Александр VI только и делал, что обманывал, ни о чем другом не думал и находил случаи для этого; никто лучше его не мог давать заверения, подтверждая их сильнейшими клятвами, и никто не заслуживал меньше доверия; однако всегда он преуспевал в своих обманах». Сына Александра VI, Чезаре, Макиавелли боготворил: Чезаре убил своего старшего брата, убил мужа сестры. Имя прочим его преступлениям - легион, и жестокость его не уступала предательству и разврату. Именно Чезаре, как всеми признано, послужил Макиавелли моделью для образа Государя – «не найти лучшего примера, чем действия этого человека». Власть, считал Макиавелли, превыше всех социальных ценностей. Религия - оружие влияния и контроля в руках государя; там, где народ религиозен, его легко подчинить и дисциплинировать. Внимание к религии ведет к возвышению государства, а пренебрежение ею - к гибели. Страх перед Богом можно временно заменить страхом перед государем, но жизнь правителя коротка. И он должен поддерживать религиозные доктрины и веру в чудеса, даже зная, что это ложь, лишь бы было полезно для государства[4]. Макиавелли критикует христианство, которое «прославляет, скорее, смирение и созерцательность, чем активное действие», идеализируя презрение к земным благам, подразумевает лишь стойкость мученика, не учит силе, с помощью которой совершаются подвиги. Суть в том, что Макиавелли - пессимист. Для пессимиста мир не меняется, не способен к совершенствованию, и разум не в силах справиться с жестокой правдой природы и истории. Преклоняясь перед «героями» (а только «герой» может создать государство), Макиавелли пренебрегал учреждениями. Он понимал, что при стабильных учреждениях реформатор не нужен. Макиавелли не понимал, что правильно организованные идеи и идеалы могут стать решающим оружием в политической борьбе. Кладбища истории усеяны трупами презирающих идеалы «реалистов» типа Наполеона, Вильгельма II, Гитлера и Муссолини. Все они недооценивали решающий компонент в борьбе - стремление человека к свободе. Эти «реалисты» умно и реалистично находили средства для осуществления своих завоевательных планов. Но что толку в реализме средств, если цель нереальна и безумна? Так как Макиавелли интересовали только средства захватить, удержать и расширить власть, а не цель государства, он не знал соотношения средств и цели, а цель не существует помимо средств, она постоянно формируется ими, В конечном счете ничтожными средствами не достичь великой цели. Таким образом, можно усомниться, реалистичны ли методы Макиавелли даже с точки зрения власти. Заключение

Читать дальше
Заключение Главной причиной триумфа конфуцианства было то, что оно оказывалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком ма¬тери. Их привлекала его рациональная этика, лишенная мистицизма, оно покоряло своим духом гуманности, уме-ренности и «середины». Конфуций был целиком обращен к земле, он не интересовался тем, что такое жизнь чело¬века, а учил лишь тому, как жить, чтобы достичь мира и изобилия. Он не был ни святым, ни пророком, но именно таким, практичным, рассудительным, прозаическим, он был дорог китайцам; он привлекал симпатии всех: про¬стой народ видел в нем защитника своих интересов, иму¬щие классы — поборника их прав, вся нация — великого вождя, который призван дать ей процветание. Макиавелли же в своем трактате «Государь» низвел полити¬ку с высот заоблачного лицемерия на реальную земную почву и тем подтвердил научную и жизненную реалис¬тичность своей теории государства. Макиавелли открыл реальную форму итальянских государств для XVI — XVII веков.
Читать дальше
Список использованной литературы 1. Гаджиев К.С.. Политическая наука. М.: Международные отношения, 2005; 2. Гусейнов А.А.. История этических учений. Учебник. М.: Гардарики. 2003; 3. Конфуций. Лунь Юй. Перевод Кривцова Ю. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В двух томах. М., 1972-1973. т.1; 4. Мартышин О.М.. История политических учений. - М.: Юрист, 2007; 5. Монтескье Ш.Л.. О духе законов. - М., 2001; 6. Мухаев Р.Т.. Основы политологии. М.: Новая школа, 2006; 7. Нерсесянца В.С.. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов М.: Инфра-М, 2007; 8. Скирбекк Г.. Гилье Н. История философии. Учебное пособие для ВУЗов. 2006; 9. Франк С.Л.. Непрочитанное. //Статьи, письма, воспоминания/ Московская школа политических исследований. М., 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image