Введение 3 I. Теоретические подходы к исследованию личности в отечественной и зарубежной психологии 4 II. Возрастные особенности личностного развития в младшем возрасте 7 III. Методы исследования личности в младшем дошкольном возрасте 19 Заключение 24 Список литературы 25

Особенности становления личности в младшем дошкольном возрасте

курсовая работа
23 страниц
100% уникальность
2010 год
63 просмотров
Макарова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 I. Теоретические подходы к исследованию личности в отечественной и зарубежной психологии 4 II. Возрастные особенности личностного развития в младшем возрасте 7 III. Методы исследования личности в младшем дошкольном возрасте 19 Заключение 24 Список литературы 25
Читать дальше
Особый интерес к различным аспектам человеческого существования имеет многовековую традицию. Сегодня существует огромное многообразие подходов к пониманию личности, также не вызывает сомнений, что личность является особой категорией. Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, - основная в исследовании характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология) и т.д. Сегодня в психологии существует огромное множество различных определений личности. Психологический словарь предлагает нам следующее определение: «Личность – это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности». Традиционно процесс развития личности в отечественной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией и воспитанием человека. Воспитание личности в педагогической и психологической литературе рассматривается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.


Многих интересует цена дипломной работы по экономике. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


. Целью данной работы является изучение особенностей становления личности детей младшего дошкольного возраста. В ходе работы решались следующие задачи: 1. Изучить особенности становления личности детей младшего дошкольного по данным научных исследований; 2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме становления личности младших дошкольников в зарубежной и отечественной психологии; 3. Выявить факторы, влияющие на становление личности; Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы: - изучение теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и специальной психологии; - сравнительный анализ исследуемой проблемы на основе изученной литературы. I. Теоретические подходы к исследованию личности в отечественной и зарубежной психологии Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать. Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. (Хотя строго говоря, и сейчас есть и скрытые, и явные сторонники этой идеи...). Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Таким образом, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников, Н. А. Менчинская, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, М. Кечки и др.). Н.А. Рыбников в работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876; Ч. Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, Н. А. Рыбников отмечал, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. (3, с.25) Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого. Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Если в какой-то момент нашей повседневной жизни, писал он, мы остановимся и спросим себя, о чем мы только что мечтали, то нас ожидает ряд неожиданных открытий: мы с удивлением замечаем, что наши мысли и чувства совершают постоянные колебания то в ту, то в другую сторону от состояния относительного равновесия. Уклоняясь в одну сторону от этого состояния, наши мысли порождают ряд фантастических идей относительно того, что нам хотелось бы сделать; уклоняясь в другую сторону, мы внезапно оказываемся под властью мыслей о долге и обязанностях, мы думаем уже о том, что мы должны сделать, а не о том, что нам хотелось бы; третье положение, как бы "мертвую точку" между этими крайностями, вспомнить труднее. Здесь, где мы менее всего осознаем себя, по мнению Э. Эриксона, мы более всего и являемся собою.(3, с.33). В начале XX в. детская практическая психология начала интенсивно развиваться и в России. При этом она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Практическая психология развивалась и в тесном содружестве с педологией, прикладной характер которой, ориентированность на конкретные требования школы делали ее особенно популярной в среде педагогов и воспитателей.

Читать дальше
К началу старшего дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные возможности, чем сложившуюся готовность реализовать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни. Воспитание личности в педагогической и психологической литературе рассматривается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. На становление личности ребенка младшего дошкольного возраста влияет великое множество факторов и только благодаря усилиям педагогов, психологов, родителей ребенок может состояться как личность.
Читать дальше
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. – М.: Психология и педагогика, 2003. 2. Аникеева И.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. 3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – 4. Божович Г.С. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998. 5. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1999. 7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. 8. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: 2004. 9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. 10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, - М.: РОУ, 1996. 11. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Исследования детского мышления. – М.: 1985. 12. Маклаков А. Общая психология 13. Марцинковская Т. Детская практическая психология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. 14. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 15. Мухина В.С. Детская психология. – М.: 1985. 16. Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. 17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. 19. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст, - СПб.: Питер, 2006. 20. Петровский А.П., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. – М.: Политиздат, 1990. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. 22. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет, - М.: 1994. 23. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2006. 24. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. 25. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. 26. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1981.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image