Введение 3
I. Историческое становление педагогических технологий 5
1.1 Зарождение методов обучения 4
1.2 Педагогические технологии прошлого 5
1.3 Технологии обучения А.С. Макаренко, С.Т Шацкого, 8
Н.И. Поповой и др. 8
II. Игровые технологии и развивающее обучение 14
2.1 Учиться, играя 14
2.2 Концепция Л.В. Занкова 16
2.3 Развивающее обучение Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова 18
2.4 Проблемное обучение 21
III. Современные технологии обучения 23
3.1 Социальные технологии 23
3.2 Информационные технологии 26
Заключение 32
Список литературы 34
Читать дальше
На протяжении всего исторического процесса в педагогике технологии
обучения значительно менялись в соответствии с развитием общества и
информационных технологий. Информатизация образования привела, как было
сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса.
Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим
количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность
автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы,
быть самостоятельным в учебных действиях и другое. Учитель также
освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать
учащихся, следить динамику обучения и развития ученика. Следует сказать,
однако, что масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы
обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию
информационных технологий в образовании. Электронная техника пока
используется в основном как вспомогательное средство обучения. В
определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные
технологии постепенно будут менять дидактический процесс и, вероятно, не
заменят полностью традиционные технологии обучения.
Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут
осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и
неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными,
использование новых идей, технологий.
В настоящее время в школе представлены три системы начального
образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на
теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В.
Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на
интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. В последние годы
внимание общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с
которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Еще в
начале 30-х годов выдающийся отечественный психолог-гуманист Л.С.
Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения,
ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна
ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего
обучения была предпринята Л.В. Занковым и его соратниками в 50-60-х годах.
Другая группа ученых, основываясь на результатах ряда
исследований, осуществленных в 60-80-е годы под общим руководством Д.Б.
Эльконина и В.В. Давыдова, разработала другой вариант системы развивающего
обучения, используя несколько иной подход.
Начиная с 80-х годов работы по созданию обеих систем были развернуты
в полную силу. На сегодняшний день каждая группа в тесном контакте с
педагогами создала полный комплект учебников для начальной школы. Обе
системы обучения признаны государственными. Вместе с традиционным обучением
они составляют три равноправные и самодостаточные системы обучения,
используемые в начальной школе.(11, с.381)
Читать дальше
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика,
1989.
2. Богуславский М.В. Российское образование на переломе эпох. – Ростов-на-
Дону: Феникс, 2002.
3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
4. История педагогики/ под ред. Шабаевой, - М.: Просвещение, 1981.
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогической технологии: Пособие для
преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
6. Новое педагогическое мышлении /под ред. А.В. Петровского. – М.:
Педагогика, 1989.
7. Педагогические технологии: Учебное пособие / под общей ред. В.С.
Кукушина, - Ростов-на-Дону: Изд-кий центр Март, 2004.
8. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России,
1998.
9. Психолого – педагогический словарь /Сост. В.А. Мижериков. – Ростов-на-
Дону: Феникс, 1998.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное
образование, 1998.
11. Смирнов С.А. Педагогика. – М.: Академия, 2001.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1999.
Читать дальше