Если вам понадобился отчет по учебной практике купить его можно, заполнив форму на сайте Work5.
. Известно, что многие церковные иерархи были ближайшими советниками государей, оказывая им поддержку в благих начинаниях и удерживая от дурных поступков. Для подавляющего большинства русских царей была характерна политика безусловной поддержки Церкви при всемерном использования её влияния на общественные настроения. Церковные традиции настолько крепко вросли в жизнь русского народа и государства, что, казалось, так будет всегда. Но к моменту начала царствования Николая II в самой структуре и деятельности Русской Православной Церкви накопились определённые проблемы, настоятельно требующие разрешения. Жизнь Церкви не могли не затронуть процессы новой исторической эпохи, характерные для всего русского общества, её не могли обойти стороной и негативные явления, происходившие в государстве. Русская Православная Церковь находилась в тесной зависимости от политического курса правительства, и обусловлено это было особенностями сложившихся государственно-церковных отношений. Проявившийся тогда же внутренний кризис Церкви был отражением общего кризиса государственного устройства. Надо отметить, что в это время, а именно, в начале XX века в Русской Православной Церкви было более 100 епископов, свыше 50 тыс. приходских храмов, около 100 тыс. белого духовенства, включая священников и диаконов, 1000 монастырей, 50 тыс. монашествующих. Несмотря на это, приходов и духовенства на территории огромного государства явно не хватало, как и высших духовных учебных заведений. В духовные семинарии попадало всё больше детей сельских священников, купцов и мещан. Вместе с тем, ежегодно уменьшалось число выпускников, принимающих священнический сан. Православные традиции русского патриархального крестьянства начинали отступать под напором нарождающихся капиталистических отношений в деревне. Секуляризация крестьянского быта закономерно приводила к уменьшению авторитета сельского батюшки. Крестьяне, уходившие на заработки в города, возвращались в деревню с революционными богоборческими идеями. Антицерковные настроения начали проникать в земские школы. Подобное перерождение взглядов было знамением времени. Определённые круги общества всё больше проникались идеями, в корне чуждыми русской православной традиции. Негативным и опасным явлением в церковной жизни России была её политизация. Церковь политизировалась вместе с обществом, её представители, даже некоторые из высших церковных иерархов, всё больше стремились участвовать в политической жизни, что весьма отрицательно сказывалось на внутрицерковной жизни. Будучи православным христианином, император Николай II близко к сердцу принимал заботы и нужды Церкви. Как никто другой из его венценосных предшественников он понимал жизненную необходимость восстановления соборного единства русской жизни, возврата к былому мировоззренческому единству народа. Единству его нравственных и религиозных идеалов, национального самосознания и чувства долга. Силой, способной на это, опорой царя в его благородном устремлении могла стать только Русская Православная Церковь. Государь решил, что сначала в самой церковной жизни должны быть восстановлены соборные начала, а уже затем – при опоре на её мощную духовную поддержку – и в общественно- государственной сфере. Деятельность Николая II в направлении реформирования церковной жизни была очень целеустремлённой и упорной, что вообще было в его характере. Эта деятельность получила далеко не однозначную оценку современников. В различных слоях русского общества, в массе простого народа, среди высшего духовенства или знати – всюду инициативы царя встречали, с одной стороны, полную и даже восторженную поддержку, а с другой – такое же полное неприятие. Вопрос отношения Николая II и его семьи к церковным делам достаточно драматичен. Глубоко веруя, российский самодержец был убеждён, что путь духовного возрождения – это путь спасения его любимого Отечества. Прославление новых святых, строительство монастырей и церквей, пожертвования на нужды Церкви, преобразования внутри неё самой, проведение пышных публичных действий религиозного характера с участием огромных людских масс, личный пример благочестия, безупречно подаваемый царской семьёй – всё это, по мысли императора всероссийского, должно было оказать самое благотворное воздействие на духовное состояние общества. Действительный же результат был весьма далёк от идеала. Охарактеризовав положение дел в обществе и Русской Православной Церкви в период царствования Николая II, обозначим проблему: это явное противоречие между назревшей необходимостью перемен в жизни Церкви и общества – и тем, какими способами действовал царь, пытаясь эти перемены внедрить. К каким результатам привела эта деятельность Николая II – вопрос, не имеющий однозначного ответа. До сих пор в научной литературе, а также в средствах массовой информации встречаются прямо противоположные оценки личности и характера деятельности последнего российского императора, в том числе, и касательно его взаимоотношений с Русской Православной Церковью. Из факта противоречивости толкования событий российской истории, касающихся периода правления Николая II, закономерно вытекает актуальность заявленной темы исследования. Цель работы: изучение отношения царя Николая II и его семьи к Русской Православной Церкви. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: 1. Анализ положения в стране в период правления Николая II. 2. Изучение проявлений кризиса в обществе и Церкви. 3. Определение признаков политизации Церкви. 4. Изучение фактов участия Николая II и его семьи в делах Церкви. 5. Определение степени приверженности царской семьи традициям русского православия. Необходимо заметить, что данное исследование неизбежно должно проводиться в неразрывной связи с анализом исторических событий, на фоне которых разворачивались взаимоотношения царской семьи и Русской Православной Церкви. Для наилучшего понимания избранной темы очень важно видеть её во всём комплексе проблем и правильно оценивать историческую обстановку, сложные процессы, происходившие в русском обществе в то драматическое время. Также важно понимать, какая тяжёлая историческая миссия довлела над сознанием последнего русского императора, и какая пропасть разверзалась между его устремлениями, с одной стороны, и конкретными результатами его деятельности, с другой. Высокая степень духовной близости между членами царской семьи, о которой достаточно хорошо известно, позволяет сделать вывод о совпадении их убеждений, в том числе, и религиозных, сходном образе мыслей – и, как результат, поддержке идей главы семьи её членами. Особенно большую поддержку в вопросах веры и православия оказывала царственному супругу императрица Александра Федоровна. Будучи женщиной далеко незаурядной, имеющей твёрдые взгляды и принципы в жизни, она оказывала достаточно значимое влияние на образ мыслей Николая II, имела полное понятие о церковных проблемах и преобразованиях и могла влиять на развитие событий. Царь Николай II был глубоко верующим, преданным православной Церкви христианином. С детских лет до самой смерти сохранил он свою искреннюю, сердечную веру и сознание того, что он является помазанником Божьим, который призван быть более православным царём, нежели российским императором. Ему выпала нелёгкая доля руководить огромной страной с населением в 125 миллионов человек. Период его правления был ознаменован как значительными успехами в экономическом развитии России, так и неуклонным нарастанием социально-политических противоречий в стране. Никому из предшественников Николая II на российском престоле не приходилось переживать в своё царствование двух революций и мировой войны. Закономерным продолжением кризиса, поразившего всё российское общество в начале XX века, стал и кризис церковной жизни, преодолеть который в меру своего разумения пытался последний российский император. Изучение церковных проблем периода царствования Николая II, а также анализ сведений об отношении императора к РПЦ может способствовать более полному пониманию особенностей развития России – как в начале XX века, так и в новейшее время. Заявленная тема актуальна сегодня ещё и потому, что затрагивает ряд проблем, присущих обществу на переходном этапе его развития, в условиях переоценки нравственно-этических ценностей. В настоящее время в России идёт процесс модернизации, а вместе с ним и процесс возрождения церковной жизни. Так же, как и в начале XX века, преобразованиям сопутствуют сложное экономическое положение, рост социальной и межнациональной напряжённости. Поэтому в деле современного обустройства российского общества так важно учитывать опыт собственной истории. I. Положение в стране в период правления Николая II