Введение 3 1. Значение сенсорного развития для обогащения и актуализации словаря ребенка младшего возраста 6 2. Теоретические основы развития словаря детей младшего возраста 11 3. Методика развития словаря у детей младшего возраста 16 3.1. Занятие «Опасные предметы» 17 3.2. Занятие «Игрушки» 21 3.3. Занятие «Посуда». 24 3.4. Занятия на развитие словаря ребенка с применением муляжей овощей и листьев разных деревьев. 26 3.5. Занятие «Рассматривание и сравнение предметов» 28 3.6. Занятие на развитие и активизацию словаря ребенка младшего возраста. 30 3.7. Занятие на развитие словаря ребенка младшего возраста посредством обогащения его понятиями, обозначающими цвет предмета. 32 3.8. Занятие на пополнение и активизацию словаря ребенка младшего возраста 34 Заключение 36 Список литературы 37

Пополнение и активация словаря детей младшего возраста в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов

курсовая работа
0 страниц
100% уникальность
2010 год
146 просмотров
Косенко Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Значение сенсорного развития для обогащения и актуализации словаря ребенка младшего возраста 6 2. Теоретические основы развития словаря детей младшего возраста 11 3. Методика развития словаря у детей младшего возраста 16 3.1. Занятие «Опасные предметы» 17 3.2. Занятие «Игрушки» 21 3.3. Занятие «Посуда». 24 3.4. Занятия на развитие словаря ребенка с применением муляжей овощей и листьев разных деревьев. 26 3.5. Занятие «Рассматривание и сравнение предметов» 28 3.6. Занятие на развитие и активизацию словаря ребенка младшего возраста. 30 3.7. Занятие на развитие словаря ребенка младшего возраста посредством обогащения его понятиями, обозначающими цвет предмета. 32 3.8. Занятие на пополнение и активизацию словаря ребенка младшего возраста 34 Заключение 36 Список литературы 37
Читать дальше
Актуальность исследования. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей младшего возраста в дошкольных учреждениях, обучение родному языку – является одной из самых важных. Данная цель состоит, в свою очередь, из целого ряда частных задач, например: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматической правильности речи, развитие разговорной речи, связной речи, воспитание особого интереса к родному языку, закрепление и активизация словаря и целый ряд других задач. Пополнение и активация словаря ребенка имеет определяющее значение при формировании правильной речи ребенка, ребенок овладевает, а впоследствии, при правильном обучении, эффективно использует полученные знания. Система речевой работы в дошкольном учреждении строится на обогащении словаря, закреплении его и активации. Ни для кого не секрет, что слово является основной языковой единицей и процесс совершенствования речевого общения не может проходить без расширения словарного запаса ребенка. Помимо этого, успешное освоение окружающей действительности не возможно без должного развития понятийного мышления ребенка, которое само по себе оперирует понятиями. Можно говорить о том, что работа со словарем ребенка теснейшим образом связана с познавательным развитием.


Сложная курсовая на заказ в спб ? Легко для Work5.


. Таким образом, по нашему мнению, пополнение и активация словаря ребенка младшего школьника будет настолько эффективно, насколько оно будет включено реальную деятельность ребенка, например, познавательную. Овладение словарем – важное условие интеллектуального развития ребенка, так как, в самом общем виде, содержание исторического опыта, который ребенок присваивает в процессе онтогенеза отражается в речевой форме, в частности в значении слов. Развитие словаря успешно решает задачи накопления и обобщения представлений, формирования первых понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря, с другой стороны, препятствует эффективному общению, что, в конечном итоге, может привести к отставанию в общем развитии ребенка, тогда как богатый словарь – признак хорошо развитой речи и показатель достаточно высокого уровня интеллектуального развития. Проблемой речевого развития, в общем, и формированием словаря, в частности, занимались выдающиеся отечественные психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин и мн. др. Современная методика словарной работы предполагает целенаправленную педагогическую деятельность, целью которой выступает обеспечение эффективного освоения словарного запаса родного языка. Процесс развития словаря понимается как весьма длительный процесс качественного и количественного накопления словарного запаса, а также закрепление соответствующих значений посредством конкретной деятельности. Каждый метод обогащения словарного запаса предполагает разнообразные игры и упражнения, причем, для речевого развития принято в большей степени использовать лексические упражнения, а также предполагающие их виды игровой деятельности. В рамках настоящей курсовой мы попытаемся изучить специфику формирования словаря ребенка, а также процессов его активации и реализации в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов. Таким образом, в качестве объекта исследования выступает пополнение и активация словаря у детей младшего возраста. Предмет исследования представлен в виде одной из сторон изучаемого объекта и звучит как: пополнение и активация словаря ребенка младшего возраста в процессе знакомства его с качествами и свойствами предметов. Цель настоящей курсовой работы состоит в изучение специфики формирования словаря ребенка младшего возраста в процессе сенсорной работы с предметами. Цель исследования реализуется посредством решения ряда задач: 1. Определение закономерностей формирования словаря у детей младшего возраста 2. Изучение методики развития словаря детей младшего возраста. 3. Определение развивающего эффекта включения детей младшего возраста в процесс ознакомления со свойствами разнородных предметов, и его влияние на формирование и активацию словаря. 4. Разработка ряда занятий, направленных на развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов. Теоретическая основа исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение социального и педагогического опыта; опытно-экспериментальные методы исследования: психолого- педагогическое проектирование, наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей, педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных. Методологической основой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С.Выготский, И.Т.Власенко, Н.И.Горелов, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.).

Читать дальше
Анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы, проведенный в рамках настоящей курсовой работы показывает важность развития и активизации словаря ребенка младшего возраста. Отчасти в данной деятельности происходит усвоение разговорного языка, формирование системы понятий, развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Необходимо помнить про принцип системности в развитии ребенка – овладение навыками, средствами и умениями речевой деятельности – не изолированный процесс, правильное планирование и целенаправленная деятельность позволит синтезировать разные аспекты развития ребенка и, в последствии, стать базой для дальнейшего интенсивного развития психики ребенка на следующих возрастных этапах. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание. Развитие связной речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами разнообразных предметов, в рамках игровой и художественной деятельности. Овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. В рамках настоящей работы был разработан целый ряд разнообразных мероприятий, направленных как на обогащение словаря ребенка, а также на развитие его сенсорного восприятия. В целом, цель работы считается достигнутой.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 288 с. 3. Алексиева С. Активизация словесного творчества детей // Дошкольное воспитание, 1970. N 9 4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с. 5. Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с. 6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с. 7. Дьяченко О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание – 1995 - №1 8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979 9. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9 10. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с. 11. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 13. Нищева Н.В. Диагностика речевого развития с целью осуществления индивидуального сопровождения //Дошкольная педагогика. - № 1. – 2003 14. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина М.И. - М: Педагогика, 1985. - 258 с. 15. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112 с. 16. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М.: Педагогика, 1993 – 200 с. 17. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., исп. — Москва.: «Просвещение», 1979. 18. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 – 224 с. 19. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 20. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М.: Просвещение, 1966. - 248 с. 21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. 22. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с. 23. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. 24. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. М.М.Алексеева. - М., 2002. 25. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 – 192 с. ----------------------- [1] Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1990 – 280 с. [2] Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1990 – 280 с. [3] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов- на-Дону.: Феникс, 2002. [4] Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с. [5] Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М.: Педагогика, 1993 – 200 с. [6] Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 [7] Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. [8] Дьяченко О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание – 1995 - №1 [9] Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 – 224 с. [10] Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 [11] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. [12] Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112 с. [13] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. [14] Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 – 192 с. [15] Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 [16] Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с. [17] Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с. [18] Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с. [19] Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2- е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с. [20] Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9 [21] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с. [22] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с. [23] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с. [24] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с. [25] Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979 [26] Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 – 224 с. [27] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. [28] Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image