Введение 3 1. Теоретическая часть 6 1.1. Некоторые особенности психического развития младшего школьника применительно к школьной адаптации 6 1.2. Психологическая готовность к школьному обучения как фактор успешной адаптации 10 1.3. Типичные проблемы адаптации к школьному обучению 14 2. Практическая часть 19 2.1. Методическая основа исследования 19 2.3 Результаты диагностики адаптации младших школьников 27 Заключение 31 Список использованной литературы 34

Адаптация детей к условиям школьного обучения

курсовая работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2010 год
156 просмотров
Киселева Е.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретическая часть 6 1.1. Некоторые особенности психического развития младшего школьника применительно к школьной адаптации 6 1.2. Психологическая готовность к школьному обучения как фактор успешной адаптации 10 1.3. Типичные проблемы адаптации к школьному обучению 14 2. Практическая часть 19 2.1. Методическая основа исследования 19 2.3 Результаты диагностики адаптации младших школьников 27 Заключение 31 Список использованной литературы 34
Читать дальше
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки.


Для того чтобы купить дипломную работу по логистике не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.


. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности. Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Все рассмотренное выше прямо указывает на необходимость и актуальность исследования проблемы адаптации к условиям школьного обучения. Таким образом, объектом исследования в настоящей работе является проблема адаптации детей. Предмет, как один из аспектов объекта представляется нами как адаптация детей к условиям школьного обучения. Основной целью в работе является определение специфики процесса адаптации к школьному обучению. Достижение поставленной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач: 1. Определение специфики психического развития младшего школьника в контексте психологической адаптации к обучению в школе 2. Изучение психологической готовности к школьному обучению как фактора успешной адаптации 3. Формулирование типичных проблем школьной адаптации у младших школьников 4. Проведение исследования, направленного на изучение уровня адаптации к школьному обучению у детей 6-7 лет 5. Формулирование выводов и рекомендаций на основании результатов исследования. Структура работы включает: введение, две основные главы – теоретическую и практическую, заключение, список использованной литературы.

Читать дальше
Адаптация ребенка к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Различают три уровня адаптации ребёнка к школе : высокий, средний, низкий. Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. Для этого необходимо обследование ребенка на трудности адаптации к школе. Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Но к сожалению, требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо: . провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению; . определить факторы риска школьной дезадаптации; . получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости - психолога. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. У детей 6 и 7 лет по-разному будет формироваться учебная деятельность. Различным будет вхождение в условия школьного обучения, адаптации к нему. 2. Трудность шестилетнего ребенка заключается в отсутствии необходимого уровня произвольности, что осложняет процесс принятия новых правил. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты, выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны. Таким образом, внутренняя позиция школьника чаще встречается и более выражена у семилетних детей, чем у шестилетних, что говорит о невозможности рассмотрения семилеток и шестилеток как единой возрастной группы. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Развитие умения адекватно оценить себя в значительной степени обусловлено возникающей именно в этот период децентраций, cпособностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.
Читать дальше
1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001. 3. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с. 4. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 1008 с. 5. Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с. 6. Дмитриев А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении. Журнал "Начальная школа до и после" №8 2006 7. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 3-е. Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с. 8. Зинченко В.В. Как формировать социальную активность младших школьников // Начальное образование. – 2005. – № 1. С. 9 – 14. 9. Карабаева О.А. « организация адаптивной среды на начальном этапе обучения.» // « Начальная школа», №7-2004 10. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – С.-Пб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с. 11. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 592 с. 12. Максимова А.А. Учим общаться детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 78 с. 13. Немов Р.С. Общая психология для специальных учебных заведений. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 400 с. 14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с. 15. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2002. 16. Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр./ Под ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997. 17. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной.– 4-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2004. – 562 с. 18. Римашевская Л. Социально – личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. – № 6. – С. 18 – 20. 19. Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с. 20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007. 21. Формирование образа «Я- будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа», №10-2004 22. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Юрист, 2006. 512 с. 23. «Хорошо ли вашему ребенку в школе?». А.Л. Венгер..: Популярная психология для родителей./ Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989. 24. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2001. – 144 с. 25. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником. Журнал Начальная школа до и после №8 2004 ----------------------- [1] «Хорошо ли вашему ребенку в школе?». А.Л. Венгер..: Популярная психология для родителей./ Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989. С. 149 [2] Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с. [3] Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с. [4] Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр./ Под ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997. [5] Римашевская Л. Социально – личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. – № 6. – С. 18 – 20. [6] Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989. [7] Римашевская Л. Социально – личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. – № 6. – С. 18 – 20. [8] Максимова А.А. Учим общаться детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 78 с. [9] Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с. [10] Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр./ Под ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997. [11] Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с. [12] Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2001. – 144 с. [13] Немов Р.С. Общая психология для специальных учебных заведений. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 400 с. [14] Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником. Журнал Начальная школа до и после №8 2004 [15] Немов Р.С. Общая психология для специальных учебных заведений. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 400 с. [16] Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 142 с. [17] Описание методик в параграфе 2.2.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image