Введение 3
I. Роль уровня информированности пациента в процессе 6
лечения 6
1.1 Жизненная важность медицинских знаний и умений 9
пациентов в ходе лечения некоторых заболеваний 9
1.2 Значение правовой и организационной 13
информированности пациента 13
1.2.1 Роль сестринского персонала 16
1.2.2 Права пациентов, закрепленные в «Основах 18
законодательства РФ об охране здоровья граждан» 18
1.3 Способы повышения уровня информированности 20
пациента в сестринской практике 20
1.3.1 Организация школ здоровья 21
1.3.2 Программы обучения пациентов с различными 29
диагнозами 29
II. Исследование уровня медицинской информированности 36
пациентов 36
2.1 Методика оценки информированности пациентов 38
2.1.1 Интервью 42
2.1.2 Анкетирование 44
2.2 Анализ уровня информированности пациентов 46
2.2.1 Анализ анкеты 47
2.3 Коррекция уровня информированности 51
2.3.1 Правовая информированность 51
2.3.2 Организационная информированность 51
2.3.3 Медицинская информированность 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение №1. 58
Приложение №2. 60
Читать дальше
Здоровье является постоянным процессом достижения динамического равновесия за счет оптимального использования всех имеющихся ресурсов. При этом совместные усилия пациента, медсестры и всех, кто включен в сестринский процесс, направлены на достижение высокого качества и максимальной продолжительности качественной жизни.
Реформирование сестринского дела в Российской Федерации предполагает повышение правового и материального статуса средних медицинских работников, возрастание их роли в лечебно-диагностическом процессе, внедрение научных принципов организации сестринской помощи. [10; 34].
Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств. Характер мировоззрения формируется социальным окружением личности, ее воспитанием и самовоспитанием. У каждого человека в процессе формирования его личностных качеств складывается индивидуальное представление о здоровье, болезни и факторах, приводящих к ней.
Изучив и проанализировав полученные результаты (на примере Городской поликлиники г. Тюмени), можно сделать вывод, что сестринский персонал должен включиться в решение проблем пациента, так как большая часть пациентов не адаптирована к изменению состояния своего здоровья, а отношение их к собственному состоянию здоровья можно охарактеризовать как чисто эмоциональное.
Немаловажную роль в правовой и организационной информированности пациентов играю Школы здоровья, организованные при поликлиниках и являющиеся одним из основных показателей работы сестринского персонала.
Внедрение Школ здоровья в реальную практику позволяет уже в течение одного года получить значительную медицинскую эффективность. В результате обучения изменяются установки пациентов и отношение к здоровью: улучшается мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снижается число больных, считавших действия медицинского персонала неэффективными.
Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.
Перспективы дальнейшего развития системы управления обеспечением качества сестринской помощи заключаются в следующем: разработка стандартов по всем номенклатурам специальностей в сестринском деле, обучение сестринского персонала методике коррекции и предупреждения отклонений от стандартов, привлечение пациентов и их родственников, независимых экспертов для предупреждения возможного снижения качества сестринской помощи, создание групп качества в отделениях, создание школ здоровья при поликлиниках, участие в развитии инноваций в сестринском деле и новых сестринских технологий.
Научная организация сестринского дела с использованием наиболее адекватных концептуальных моделей должна привести к расширению профессионального поля деятельности медицинской сестры, возрастанию престижа сестринской профессии, повышению качества медицинской помощи.
Разумный выбор наиболее подходящей модели сестринского дела, творческий подход с учетом всех влияний на систему «сестра – пациент» позволит наиболее плодотворно использовать кадровые ресурсы практического здравоохранения в лице медицинских сестер с различными уровнями образования, повысить степень доверия и удовлетворенности медицинской услугой. [10; 35].
Задачи, поставленные мной в начале дипломной работы, выполнены.
В процессе лечения пациента поликлиники очень важную роль играет его правовая и организационная информированность. Одну из основных ролей в этом процессе играет сестринский персонал.
Читать дальше
Приказ Минздрава РФ от 13.09.2002 г. № 288
«О специалисте по управлению сестринской деятельностью».
2. Приказ Минздрава РФ от 09.01.2001 г. № 4
«Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации».
3. Должностные инструкции медицинских сестер поликлиники: Сборник нормативных документов. — М.: ГРАНТЪ, 2000. — 320.
4. Галь И.Г., Винникова Т.И. Актуальные проблемы формирования школ здоровья // Главная медицинская сестра. – 2010. - №8, с. 25 – 29.
5. Злобина Г.М., Шабордина С.В. и др. Опыт использования инновационной модели сестринского дела в обучении пациентов // Главная медицинская сестра. – 2010. - №2., с. 16 – 27.
6. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: Учебное пособие. – СПб.: СПбГМА, 1997. – 184 с.
7. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред. проф. В.Л. Миняева, проф. Н.И. Вишнякова. – М.: Медпресс-информ, 2003. – 598 с.
8. Оганов Р.Г. Артериальная гипертония. Школа здоровья: руководство для врачей. – ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 188 с.
9. Основы сестринского дела: Учебник для студентов сред. Проф. Учеб. заведений / И.Х. Аббеков, С.И. Двойников и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
10. Поляков И.В. Роль медицинских сестер – менеджеров в выборе и внедрении оптимальных моделей сестринского дела в деятельности сестринского персонала… // Главная медицинская сестра. – 2008. - № 9, с. 34 – 35.
11. Саверский А.В. Права пациентов на бумаге и в жизни. – М.: Феникс, 2009. – 544 с.
Читать дальше