Вы хотите купить курсовую работу по оплате труда? Мы предлагаем вам 1000 рублей за первый заказ. Вводите промокод WORK1000 и заказывайте курсовую работу!
.э. выделяется из общей череды столетий I тысячелетия до н.э. как время взрыва интеллектуальной энергии. Возникновение собственно философии стало возможным при появлении соответствующих условий и предпосылок. Одним из самых важных условий и предпосылок этого было отделение умственного труда от физического, которое, в свою очередь, явилось следствием разделения общества на классы. Таким образом, философия, не будучи порожденной только классовым делением, с самого начала приобрела классовый характер, ибо во времени ее возникновение совпало с расслоением общества на классы. Однако эти положения характеризуют условия и предпосылки становления философии лишь в самых общих чертах. Действительно, в Древнем Египте, например, философия так и не возникла, несмотря на классовую дифференциацию общества, относительно высокий уровень социально-культурного развития и начавшийся процесс демифологизации поскольку в этом регионе основными носителями умственного труда были жрецы как особая идеологическая каста. «Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле, — писал К.Маркс, — создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия» . Но именно потому, что жречество было прежде всего идеологической кастой, определяющей духовную жизнь общества, а через нее воздействующей, в силу своего специфического положения, и на материальное производство, оно выполняло в первую очередь религиозно-идеологические функции, направленные на сохранение и укрепление существующей социальной системы. При этом укрепление государственности сопровождалось сохранением политеизма, так как фараоны и жрецы были постоянными антагонистами в борьбе за власть. Тысячелетняя религиозная традиция выступала как повелительная и нивелирующая сила. Она исключала такую рационализацию мировоззрения, которая привела бы к возникновению философии. С появлением классов формируется все более интровертное мировосприятие, так как человек, осознавая с развитием орудий труда и разделением труда, с вызванной этим индивидуализацией труда свою роль в этом процессе, осознает и свою силу, силу своего «Я», противопоставляя его миру. Мир становится понятнее человеку, его можно передать, воспроизвести более или менее точно, хотя и с помощью образов богов. Миф стал и попыткой понять и объяснить мир, и попыткой повлиять на него с помощью магических действий, вытекающих из мифологических ассоциаций. Религия освящает существующий социальный порядок и систему воздействий на природу через мифологические представления и предписания. Тем самым она выполняет и социальную, и познавательную, и практически-регулирующую функции. С развитием производительных сил, с увеличением населения и расширением осваиваемой территории возникает потребность, во-первых, в точных знаниях, и прежде всего астрономических и геометрических, во-вторых, в укреплении господства правящего класса рабовладельцев. И если первое привело в конечном итоге к становлению научного знания,, то второе — к социализации мифа, его содержания для доказательства божественного происхождения власти. Возникает противоречие между знанием и религией, пока еще четко не оформившееся, неявное, но уже формирующее дуализм представлений. И выход знаний за пределы храмов, обусловленный производственной необходимостью, способствовал появлению дуализма (материалистических тенденций в объяснении природы и идеалистических — в объяснении общества), а в конечной итоге разрушал мифологическую картину мира. Этот дуализм объясним: власть господствующего класса можно сохранить либо силой, либо обманом — религией, а совершенствование производства связано не с мистическими заклятиями, а с конкретным практическим опытом и пониманием, простейших природных закономерностей