Введение 3
1. Типы кодов: условный, иконический 4
2. Знак и система. Примеры знаков в искусстве 8
2.1. Диадичная модель знака Ф. де Соссюра 8
2.2. Триадичная модель знака Ч. Пирса 8
2.3. Треугольник Г. Фреге 10
3. Код и кодирование в искусстве. Рождение эстетического смысла как результат перекодировки и перевода 12
Список литературы 16
Читать дальше
В более широком мировоззренческом плане «двойное кодирование» и связанный с ним «иронический модус» повествования в постмодернистских произведениях характеризует их специфическое отношение к проблеме собственного смысла. Стремясь разрушить языковые (отождествляемые с мыслительными) стереотипы восприятия читателя, постмодернисты обращаются к использованию и пародированию жанров и приемов массовой литературы, иронически переосмысляя их стиль. При этом они постоянно подчеркивают условную, игровую природу словесного искусства. В результате «двойное кодирование» оказывается стилистическим проявлением «познавательного сомнения», эпистемологической неуверенности, тем более, что практически все постмодернисты стремятся доказать своим потенциальным реципиентам (читателям, слушателям, зрителям), что любой рациональный и традиционно постигаемый смысл является «проблемой для современного человека».
Читать дальше
1. Ю.М. Лотман. Семиосфера. СПб, 2001, Ю.М. Лотман. Семиотическое
пространство. / Я иду на занятия… Семиотика. Хрестоматия. М.: Изд-во
Ипполитова, 2005
2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об
искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998
3. Ч.У. Моррис. Основания теории знаков. // Семиотика. / Под ред. Ю.С.
Степанова. М.: 1983,
4. Л.Ф. Чертов. Как возможна семиотика искусства? (о перспективах союза
эстетики и семиотики). Эстетика сегодня: состояние, перспективы./ Материалы
научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999.
5. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М. 1977 / Курс общей лингвистики.
1933. Ч. I. Гл. I, II. Ч. II. Гл. 4.
6. Ч.С. Пирс. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000, 412 с.
7. Г. Фреге. Смысл и денотат. // Я иду на занятия… Семиотика. Хрестоматия.
М.: Изд-во Ипполитова, 2005,
8. А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. Словарь по логике. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998,
9. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во политической
литературы, 1991,
10. Д.А. Поспелов, Г.С. Осипов. Прикладная семиотика / Новости
искусственного интеллекта, № 1, М.: 1999,
11. С.Т. Махлина. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник в 2-х
книгах. Книга вторая М-Я. 2-е издание. Изд-во «Композитор». Санкт-
Петербург. 2003.
Читать дальше