Введение 4
Глава 1 Интернет–декларирование как способ повышения качества таможенных услуг 7
1.1 Анализ особенностей внедрения и применения технологии интернет–декларирования в таможенных органах 7
1.2.Система электронного декларирования как элемент системы электронного документооборота 11
1.3 Зарубежный опыт внедрения интернет декларирования в практику работы таможенных органов 19
Глава 2 Оценка эффективности функционирования Шереметьевской таможни в условиях использования интернет декларирования 23
2.1 Шереметьевская таможня, как один из важнейших пунктов пропуска 23
2.2 Анализ деятельности Шереметьевской таможни в условиях использования Интернет декларирования 29
2.3 Анализ проблем внедрения в практику Шереметьевской таможни интернет декларирования 47
Глава 3 Предложения по совершенствованию интернет декларирования на примере Шереметьевской таможни 58
3.1 Перспективы использования электронной формы декларирования 58
3.2 Предложения по совершенствованию интернет декларирования 61
Заключение 66
Список литературы 70
Читать дальше
В дипломной работе была проведена оценка эффективности интернет–декларирования в таможенных органах на примере Шереметьевской таможни.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1.Оценка состояния практики применения интернет–декларирования в таможенных органах России.
2.Изучение зарубежного опыта использования технологии электронного декларирования.
3.Анализ требований, предъявляемых к системе электронного декларирования с использованием сетей Интернета.
4.Оценка эффективности применения интернет–декларирования в Шереметьевской таможне на основе статистических методов.
5.Разработаны предложения по совершенствованию интернет декларирования на примере Шереметьевской таможни.
Использование технологий электронного декларирования должно существенно облегчить труд декларантов, минимизировать количество документов на бумажных носителях, а главное, сделать оперативным и прозрачным обмен документами и сведениями между участником ВЭД и таможней
На сегодняшний день используется два варианта системы электронного декларирования – электронное декларирование с подключением к ведомственной локально-вычислительной сети таможни и электронное декларирование с подключением к ГНИВЦ ФТС России через сеть Интернет.
Шереметьевская таможня это уникальный таможенный орган, одно из самых крупных таможенных учреждений на воздушных пунктах пропуска. Днём её рождения считается 1 июня 1960 года, именно в этот день был выполнен первый международный рейс по маршруту Москва – Шенефельд (Берлин).
В 1962 году началось строительство аэровокзала Шереметьево – 1, а с момента ввода его в эксплуатацию (в 1964 году) значительно расширился пассажиропоток и увеличился объём экспортно-импортных грузов.
В структуру Шереметьевской таможни входит 54 отдела, 12 из которых непосредственно осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, в зоне деятельности таможни созданы и функционируют 2 таможенных поста аэропорт Шереметьево (пассажирский) включающий в себя 8 отделов и 50 мест таможенного оформления, а так же аэропорт Шереметьево (грузовой) который включает в себя 7 отделов, а общая штатная численность таможни составляет около полутора тысяч человек.
С июля 2008г. ЗАО «Фирма «ГТК-Сервис» использует электронное декларирование на Шереметьевской таможне.
В 2009 году на Шереметьевской таможне не осуществлялось интернет-декларирование. В январе 2010 года на Шереметьевской таможне оформлялось 0,03 % электронных деклараций по форме ЭД2 от общего массива ГТД. В сентябре наблюдается устойчивый рост количества этих ГТД, оформленных в электронном виде при помощи Интернета на уровне 11,9%.
В 2010 году происходит увеличение доли ЭД2 в общем количестве деклараций в 11 раз. Благодаря этому происходит улучшение основных технико-экономических показателей деятельности таможни. При неизменной среднесписочной численности работников на 24% происходит увеличение общего количества оформленных деклараций в первом полугодии 2010 года и на 0,4% во втором полугодии по сравнению с 2009 годом. Сокращается на 5% время на оформление одной декларации в первом полугодии и на 15% во втором, на 3 % увеличивается средняя величина таможенных платежей, взимаемых с одной ГТД во втором полугодии 2010 года.
Данные анализа свидетельствуют о том, что во втором полугодии 2010 года показатели связанные с эффективностью декларирования снизились по сравнению с первым кварталом этого же года. Это свидетельствует о наличии проблем внедрения в практику Шереметьевской таможни интернет-декларирования.
Не останавливаясь на достигнутых результатах, Шереметьевская таможня стремится выработать единую позицию с участниками ВЭД по таможенному оформлению товаров с применением Интернет-декларирования.
Использование на Шереметьевской таможне новой технологической схемы ЭД-2 позволяет получить следующие возможности: документы отправляются на таможенный пост с рабочего места (при наличии сети Интернет), появляется быстрый и прямой доступ к электронному узлу обработки информации, вводится электронная подпись, к минимуму сводится бумажная работа, имеется реальная возможность эффективно работать на удаленном расстоянии от таможенного поста.
В минувшем году работа Шереметьевской таможни была нацелена на расширение практики применения электронного декларирования. С целью расширения практики электронного декларирования товаров с использованием сети Интернет Шереметьевской таможней проводилась планомерная работа по разъяснению участникам ВЭД преимуществ применения данной формы декларирования.
И все же, несмотря на очевидные преимущества такой технологии, она не находит активной поддержки со стороны участников ВЭД при переходе на электронное декларирование без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях. В дипломной работе определены основные проблемы внедрения интернет-декларирования в деятельность Шереметьевской таможни и разработаны основные направления совершенствования этого процесса.
Для решения проблемы внедрения интернет декларирования в деятельность таможни необходимо повышение стабильности работы программного обеспечения и каналов связи, развитие электронного документооборота, создание единой электронной базы разрешительных документов других контролирующих органов, а также повышение пропускной способности и технической оснащенности приграничных складов временного хранения, в частности, распространение электронных систем складского учета. Актуальным остается также разъяснение участникам внешнеэкономической деятельности особенностей и преимуществ электронного декларирования.
Без изменений существующих подходов к организации таможенного контроля, основанных на принципе «проверяй и выпускай», и без перехода к новому мышлению, девизом которого может быть лозунг «выпускай и контролируй», дальнейшее увеличение доли электронного декларирования по форме ЭД-2 в ближайшее время будет проблематичным.
Читать дальше
Нормативные документы
1. Письмо ОАО "НИЦ ЭТУ" начальнику Главного управления информационных технологий ФТС России Ухлинову Л.М. «О стоимости работ по установке и настройке подсистемы декларанта КПС «ЭДТ и ТС» // СПС Консультант
2. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ Об электронной цифровой подписи (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)
3. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации
4. Таможенный кодекс Таможенного союза, Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17
5. Приказ ГТК РФ от 02.10.2003 N 1096 «Об утверждении форм документов» // СПС Консультант
6. Приказ ФТС РФ 1057 от 04.09.07. «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» (в ред. Приказов ФТС РФ от 10.09.2008 N 1114, от 22.09.2008 N 1157, от 25.12.2008 N 1670, от 03.02.2010 N 172)// СПС Консультант
7. Приказ ГТК РФ от 30.03.2004 N 395 (ред. от 29.11.2006, с изм. от 02.12.2008) «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме»// СПС Консультант
8. Приказ ФТС РФ от 24.05.2007 N 646 (ред. от 11.02.2009) «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования»
9. Приказ ФТС России от 31 января 2005 г. N 64 «О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 «О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств» // СПС Консультант
10. Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. №192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» // СПС Консультант
11. Приказ ФТС России от 31 июля 2007 г. №933 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации»
12. Приказ ФТС РФ от 24.08.2006 N 800 (ред. от 23.10.2007) «О местах декларирования отдельных видов товаров» // СПС Консультант
13. Приказ ФТС России от 24 января 2008 года № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет».
14. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»// СПС Консультант
15. Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 (ред. от 13.10.2008) «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» // СПС Консультант
16. Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 494 «Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа»
17. Решение комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 379)
Учебники, журналы
18. Путинцев А.В. Электронная форма декларирования: возможности и проблемы внедрения.// «Таможня». - № 3. – 2007. – с. 67-78.
19. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России – М.: Юристъ, 2004. – 290 с.
20. Габричидзе Б.Н., Чернавский А.Г. Курс таможенного права РФ – М.: Дело и Сервис, 2006. – 421 с.
21. Драганова В.Г. Основы таможенного дела - М.: Экономика, 2006. – 377 с
22. Декларирование товаров и транспортных средств.//Таможенный вестник, 2008. - № 1.
23. Таможенная конвенция 1975 года «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП»
24. Борисов К.Г. Международное таможенное право – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2007
25. Драганов В.Г. Основы таможенного дела – М.: Экономика, 2008
26. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России – М.: РИО РТА, 2006
27. Тимошенко И.В. Таможенное право России – Ростов н/Д.:Феникс,2001
28. Шишаев А.И. Международная торговля – М.: ЦЭМ, 2008
29. Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. – М: Финансы и Кредит, 2005
30. Трошкина Т.Н. Порядок исчисления таможенных платежей. – М: Финансовое право, 2006
31. Бадулин О. Обеспечение уплаты таможенных платежей. – М: Право и зкономика, 2004
32. Свинуков В. Правовое обеспечение таможенного контроля. – М: Право и экономика, 2005
Читать дальше