Введение 3 I. Теоретические основы проблемного обучения 5 1.1 Средства организации процесса проблемного 6 развивающего обучения 6 1.2 Типология и способы создания проблемных ситуаций 12 1.3 Организация проблемного урока 15 II. Методы проблемного развивающего обучения по теме 17 «Тепловые явления» в курсе физики основной школы 17 2.1 Монологическое изложение уроков 17 2.2 Метод показательного изложения 19 2.3 Алгоритмический метод изложения 20 2.4 Метод диалогического изложения 22 2.5 Метод эвристической беседы 23 2.6 Метод исследовательских заданий 24 2.7 Метод программированных заданий 26 Заключение 28 Список литературы 29 Приложение №1. 31 Приложение № 2. 35

Методы проблемного обучения при изучении темы "Тепловые явления" в курсе физики основной школы"

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
100% уникальность
2011 год
131 просмотров
Кужикова Л.
Эксперт по предмету «Теория и методология обучения и воспитания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 I. Теоретические основы проблемного обучения 5 1.1 Средства организации процесса проблемного 6 развивающего обучения 6 1.2 Типология и способы создания проблемных ситуаций 12 1.3 Организация проблемного урока 15 II. Методы проблемного развивающего обучения по теме 17 «Тепловые явления» в курсе физики основной школы 17 2.1 Монологическое изложение уроков 17 2.2 Метод показательного изложения 19 2.3 Алгоритмический метод изложения 20 2.4 Метод диалогического изложения 22 2.5 Метод эвристической беседы 23 2.6 Метод исследовательских заданий 24 2.7 Метод программированных заданий 26 Заключение 28 Список литературы 29 Приложение №1. 31 Приложение № 2. 35
Читать дальше
В системе Российского образования постоянно происходит внедрение в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является проблемное обучение. Если рассматривать традиционное обучение, то можно сделать выводы, что оно лишь обеспечивает учащихся системой знаний, но мало направлено на то, чтобы развивать мышление. Традиционное обучение также не подразумевает развития навыков самостоятельной деятельности. Эти недостатки помогает устранить проблемное обучение, так как оно активизирует мыслительную деятельность и формирует познавательный интерес учащихся. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в работе школы исследовали многие педагоги и психологи. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории Л.С.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по бухгалтерскому учету. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева. Отдельным элементам проблемного обучения в школе исследовали М.И. Махмутов, Р.И. Малафеев, И.Я. Лернер, А.В. Усова, И.Г. Дайри, В. Оконь, Д.В. Вилькеев и др. Они рассматривали проблемное обучение, как одну из закономерностей умственной деятельности учащихся. Эти авторы назвали обучение проблемным не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем. Оно включает в себя и объяснения учителя, и репродуктивную деятельность учащихся, и постановку определенных задач, и выполнение учащимися упражнений. Проблема – это задача, задание, теоретический или практический вопрос, которые требуют какого-либо разрешения. Именно поэтому проблемное обучение занимает значительное место в преподавании физики, так как проблемные задачи позволяют даже слабым ученикам понять суть сложных физических явлений, осмыслить их, сделать выводы. Актуальность темы – использование проблемных ситуаций на уроках физики – одна из важнейших общеметодических задач. Объект исследования – процесс использования проблемных ситуаций на уроках физики. Предмет исследования – методы, приемы использования проблемных ситуаций на уроках физики. Цель – раскрыть методику использования проблемных ситуаций на уроках природоведения. Организовать всю работу с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний повысилось качество учебной деятельности учащихся. Задачи: 1. Рассмотреть вариантность дидактического материала. 2. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого- педагогическую литературу по использованию проблемных ситуаций на уроках физики. 3. Показать использование проблемных ситуаций на уроках физики. Гипотеза – использование проблемных ситуаций на уроках природоведения является одним из первых средств повышения качества учебной деятельности младших школьников. Уроки, проведенные с применением проблемных ситуаций, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу физики. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися материала по физике.

Читать дальше
Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств. Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации). Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их. Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.
Читать дальше
Список литературы 1. Билимович Б.Ф. Тепловые явления в технике: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с. 2. Боброва С.В. Физика VII-X классы: Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2000. – 54 с. 3. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. – М.: Просвещение, 1981. – 288с. 4. Буслаев Е.М. Теория обучения: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с. 5. Головачев Д.Ю., Лукьянова А.В. Использование приемов проблемного обучения на уроках физики в школе // Ярославский педагогический вестник. – 2007. - №4. – с. 87 – 91. 6. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. – Калиниград: Калингрук-т, 1996. – 130 с. 7. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991. – 220с. 8. Ланина И.Я. Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с. 9. Малафеев Р.И. Проблемное обучение по физике: пособие для студентов и учителей. – Челябинск, 1973. – 44 с. 10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с. 11. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы / под ред. А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1990. – 319с. 12. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого, - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с. 13. Пилипец Л.В. Проблемное обучение физике в базовой школе на основе софизмов и парадоксов // Мир науки, культуры, образования. – 2009. - №7, с. 278 – 281. 14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: народное образование, 1998. – 256 с. 15. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с. 16. Уроки физики в современной школе. Творческий поиск учителей / Составитель Э.М. Браверманн. – М.: Просвещение, 1993. – 288 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image