Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретически обосновать необходимость формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1. Особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. 5
1.2. Характеристика игр нового поколения с математическим содержанием 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 13
Глава 2. Практическая часть 18
2.1. Методика обследования уровня познавательных интересов 18
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1. Развивающие игры Воскобовича 27
Приложение 1.1. Игра Воскобовича «Прозрачный квадрат». 28
Приложение 1.2. Игра Воскобовича «Змейка» 30
Приложение 2. Развивающие игры Никитиных 31
Приложение 2.1. Игра Никитиных «Уникуб» 32
Приложение 2.2. Игра Никитиных «Кубики для всех» 33
Приложение 3. Развивающие игры Золтана Дьенеша 34
Приложение 3.1. Игра Дьенеша «Праздник в стране блоков» 35
Приложение 3.2. Игра Дьенеша «Логические Блоки Дьенеша» 36
Читать дальше
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме
формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного
возраста, разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и
выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста
познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство
живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к
интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и
как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному
образованию.
Провели опытно-экспериментальную работу по изучению познавательной
активности у детей дошкольного возраста, выяснили, что у детей
познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало
знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. На
основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что некоторые
варианты развивающих игр нового поколения являются особой формой поисковой
деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования,
процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе
самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование метода – развивающих математических игр в педагогической
практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников
исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения
объема знаний, умений и навыков.
Игровая деятельность выступает как метод обучения, если применяется
для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма
организации педагогического процесса, если последний основан на методе
экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из
видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Читать дальше
1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании
личности. - М.,1994.
2. Возрастная и педагогическая психология. – Оренбург: Издательство ОГПУ,
2004.
3. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой: материал для классных и
внеклассных занятий / Б.А.Кордемский. - М: Просвещение, 1981. – 112с.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12.
5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
6. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
7. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в
детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. -
М., 2002.
9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -
М., 2002.
10. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А.
Васильева. - М., 2007.
11. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного
возраста. - М., 1996.
12. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 2004.
13. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 2009
14. Самойлик, Г. Развивающие игры // Математика. Приложение к газете
«Первое сентября», 2002. - №24.
15. Технология игровой деятельности: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К.
Теренкина, О.В. Еремкина. – Рязань: Издательство РГПУ, 1994. – 120с.
16. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой
деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
17. Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины / А. Шатилова,
Л. Шмидтова. – М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.
18. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. - М.,
1975.
Читать дальше