Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольника 5
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы личности 5
1.2. Характерные особенности эмоциональной сферы дошкольника 12
Глава 2. Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте 22
2.1. Характеристика ритмической деятельности ребенка 22
2.2. Использование музыки и музыкальных упражнений как метода развития 27
2.3. Общая характеристика и значение музыкально-ритмических игр 32
Глава 3. Музыкально-ритмическая игра как метод развития эмоциональной сферы дошкольника 38
3.1 Форма и принципы музыкально-ритмических игр 38
3.2. Занятие на развитие эмоциональной сферы дошкольника 42
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 1 52
Приложение 2 54
Читать дальше
В заключение отмечу: Музыкально-ритмические игры – это вид музыкальной
деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой
служит ритм.
Их цель состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки
(выделение средств выразительности, формы), ее образов и формировании на
этой основе навыков выразительного движения, а также развитию эмоциональной
сферы ребенка. Мы хотели бы отметить следующие немаловажные моменты:
1. Выбранная тема является актуальной, т.к. для решения задач
музыкально-ритмического воспитания необходимо представлять себе современное
состояние преподавания ритмики в дошкольных учреждениях, то есть стремиться
реализовать в обучении и воспитании детей инновационные технологии и формы
эстетического воспитания, требующие использования активных методов и
приемов обучения. А так же уметь обучать детей музыкально-ритмическими
умениями и навыками через игры, пляски и упражнения
2. В ходе моего исследования поставленная цель: изучить возможности
музыкальной игры как средства развития эмоциональной сферы дошкольника,
достигнута.
3. Сформулированные задачи реализованы в полном объеме.
А так же было выявлено, что дети дошкольного возраста с выраженным
интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства муз.
выразительности, соотносят ее содержание с явлениями и образами окружающей
действительности; делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке
продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства,
используя в играх. Исполняют различные виды основных движений, откликаются
движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств
выразительности музыки передают образ; овладевают танцевальными движениями,
используя их в танцевальных композициях.
Итак, мы рекомендуем соблюдать следующие этапы:
Первый этап: первоначальное знакомство с музыкально-ритмическими
движениями, его сущность: выразительное исполнение музыкального
произведения; разбор музыкального произведения, высказывания детей;
повторное слушание – выразительное исполнение пляски, игры (подготовленными
детьми)
Второй этап: последовательное разучивание, его сущность: слушание
музыки; последовательный показ выполнения движений с объяснением педагога;
многократные выполнения движений детьми.
Третий этап: закрепление, его сущность: объединение отдельных
элементов пляски, игры; выразительное исполнение детьми пляски, игры.
Читать дальше
1. Абдуллин Э. Б. , Николаева Е.В. «Теория музыкального образования»
М.,2004.
2. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском
саду.2004.-№6.
3. Абрамян Д. Н. «Общепсихологические основы художественного творчества.»
- М., 1995.
4. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П.. Педология. – М.,
2000.
5. Ветлугина Н.А «Методика музыкального воспитания» М., Просвещение,
1995
6. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. – М.-1999.
7. Воспитание детей в игре/Под ред.Д.В.Мендэжерицкой.-
М.:Просвещение.1979.
8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания
в школе»- М., 2000.
9. Дошкольная педагогика.Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М.,
Просвещение.1988.-270с.
10. Дубогрызова Г. Н. «Теория и методика воспитания детей дошкольного
возраста.»- Армавир, 2008.
11. Дубровская Е. К. «Теория и методика музыкального воспитания» М., 1991.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
13. Медведева Е. М., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А.
«Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.» - М., 2001.
14. Медведева Е. А., Комисарова Л. Н., Шашкина Г. Р., Сергеева О. Л.
«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная
ритмика.» - М., 2002.
15. Мухина В.С.Возрастнная психология.-М.-1988.
16. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова,-М.,
1980.
17. Радынова О. П. , КатиненеА. И., Палавандишвили М. Л. «Музыкальное
воспитание дошкольников» М., 2000.
18. Раевская Е. П. ,Руднева С. Д. , Соболева Г. Н , Ушакова З. Н. ,
Царькова В. Г. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»-
М., 1991.
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии:
Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся
педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/Пд ред.
Г.А.Урунтаевой,.М.:Просвещение: Владос, 1995-391с.
20. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей/Под ред.А.В.Запоржца.-М.1976.
21. Эльконин В.С. Возрастная психология. - М.1988.
22. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада
/А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред.
А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176с., ил.
23. Сайт «Музыка с мамой» URL: http://m-w-m.ru/
Читать дальше