Введение 3
1. Сущность и методы управления государственным долгом 4
2. Управление государственным долгом в разных странах 7
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Читать дальше
Итак, можно сделать следующие выводы.
1) Экономическая модель роста, осуществляемая за счет внешних
заимствований, привела к негативным последствиям. При отсутствии источника
недорогого и доступного финансирования резко возрастает долговая нагрузка
на экономику стран, возникают деструктивные явления в мировой финансовой
системе, усиливаются масштабные риски для всей мировой экономики. Для
покрытия увеличивающихся затрат по обслуживанию долгов страны вынуждены
сокращать другие государственные расходы, в том числе и социальные выплаты,
что создает напряженность в обществе, приводит к протестам и забастовкам, о
чем свидетельствует опыт Греции и стран Балтии. Практически ни у одной из
развитых стран нет возможности снизить процентные ставки, чтобы уменьшить
стоимость обслуживания долга, поскольку ставки центральных банков и так
находятся на низких уровнях. Неустойчивый экономический рост и кризисные
явления в экономике не позволяют многим странам существенно повысить налоги
для пополнения бюджета. Рейтинговые агентства понизили суверенные рейтинги
многих государств, что сделало обслуживание долга более дорогим. В
совокупности данные факторы усложняют функционирование мирового рынка
ссудного капитала и способствуют макроэкономической нестабильности.
Долговые проблемы как в развивающихся, так и в развитых странах могут
замедлить восстановление мировой экономики.
2) Долговой кризис еврозоны стал новым фактором риска для мировой
экономики. Невозможность заемщиков своевременно расплачиваться по кредитам
привела к удорожанию стоимости заемных ресурсов и ужесточению требований к
заемщикам, ухудшению мировой конъюнктуры внешних заимствований. В итоге это
может привести к увеличению ставок по планируемым к размещению на
зарубежных рынках белорусским евробондам и сделать невыгодным привлечение
ресурсов по завышенным ставкам.
3) Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания
государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической
безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия
внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным
явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении — к дефолту, о чем
свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009
г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики
долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и
своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой
нагрузки.
4) Одним из приоритетных направлений в политике управления
государственным долгом должно стать максимально возможное снижение
стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат
по долговым обязательствам. График погашения долговых обязательств
необходимо составлять таким образом, чтобы в нем отсутствовали периоды
пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого
роста экономики. Оптимизация внешнего долга может осуществляться в
следующих направлениях: максимизация доли кредитов на преференциальных
условиях и минимизация доли финансирования на рыночных условиях;
минимизация платежей по обслуживанию государственного долга, подлежащих
выплате в период до завершения проектов; диверсификация валютной структуры
внешних государственных займов для минимизации рисков, связанных с
колебаниями валютных курсов.
Читать дальше
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 5-е изд.
доп. и пере-раб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — С. 222.
2. Сапир Ж. Положитесь на себя //Эксперт. — 2009. — № 41 (678). — С.
46—50.
3. Кокшаров А. Расчистить завалы //Эксперт. — 2010. — № 2 (688).— С.
71 — 74.
4. Кокшаров А. Европа на грани банкротства //Эксперт. — 2010. — № 18
(703).— С. 64—68.
5. Самонов Ю. Желтеющему доллару долги не в тягость //Эксперт. — 2010.
— №2 (688). — С. 74—79.
6. Кокшаров А. С дубайским приветом // Эксперт. — 2009.— № 47 (684).
7. Греция подкосила доллар //Известия. —2010. — № 64 (28079).— С. 3.
8. Хестанов, Р. Союз неравных. Кто сильнее всего пострадал от кризиса
// Эксперт. — 2010. — № 10 (696).
9. Долги Аргентины //Эксперт. — 2009. — № 7 (646) — С. 6.
10. Экономика и бизнес [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://news.tut.by/economics.
Читать дальше