Введение 2 1. Проблема самооценки и статуса подростка в психологии 5 1.1. Особенности развития человека в подростковом возрасте 5 1.2 Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка 10 2. Изучение связи оценки окружающих с самооценкой в подростковом возрасте 15 2.1. Цель, задачи и методология эмпирического исследования 15 2.2. Анализ результатов исследования 18 2.3. Выводы и рекомендации 24 Заключение 25 Список использованной литературы 27

особенности взаимосвязи оценки окружающих и самооценки в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
35 страниц
100% уникальность
2011 год
125 просмотров
Дмитрий Н.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Проблема самооценки и статуса подростка в психологии 5 1.1. Особенности развития человека в подростковом возрасте 5 1.2 Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка 10 2. Изучение связи оценки окружающих с самооценкой в подростковом возрасте 15 2.1. Цель, задачи и методология эмпирического исследования 15 2.2. Анализ результатов исследования 18 2.3. Выводы и рекомендации 24 Заключение 25 Список использованной литературы 27
Читать дальше
В современной человеческой культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, занимает почти целое десятилетие. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В кризисные моменты личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации может рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления им жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Психологические кризисы определяются как относительно непродолжительные по времени (до года) периоды кардинальной перестройки личности, сознания, деятельности, поведения, которые возникают на каждой стадии развития, поскольку осознанию нового сопутствуют изменение энергии инстинктов и возросшие способности человека. Особо проблемными периодами развития считаются подростковый возраст и период ранней юности (12-16 лет). Известно, что период 12-16 лет характеризуется не только физиологической перестройкой организма, но и возрастным кризом, вызванным изменением социальной ситуации развития, отношений с окружающим миром, самооценки, а также сменой ведущей деятельности.


Можно купить диплом онлайн . Не уверены? Заходите на Work5.


. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. В подростковом возрасте весьма важным для человека является оценка его окружающими людьми. Ввиду этого, выбранная тема исследования может считаться весьма актуальной. Объектом исследования в курсовой работе является самооценка в подростковом возрасте, предметом – связь оценки окружающих и самооценки подростка. Основной целью нашего исследования является определение специфики связи оценки окружающих людей с самооценкой человека в подростковом возрасте. Достижение указанной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач: 1. Определение специфики феноменов самооценки и статуса подростка в современной психологической науке 2. Выявить характерные особенности развития подростка 3. Изучить самооценку как центрального образования «Я»- концепции личности 4. Сформулировать цель, задачи и методологию эмпирического исследования по проблеме самооценки личности 5. Провести эмпирическое исследование с последующим анализом полученных результатов, формулированием выводов и рекомендаций Теоретической основной настоящей работы являются работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме самооценки и подросткового возраста: М.И. Бобневой, Р. Бернса, Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, М.Р. Гинзбурга, Ф. Зимбардо, И.С. Кона, А.И. Липкиной, К.Н. Поливановой и многих-многих других. Данная область социогуманитарного знания является достаточно разработанной в современной возрастной психологии, вместе с тем, существует неопределенность относительно детерминации самооценки человека, в общем, и подростка, в частности. Эмпирическим основанием исследования является выборка подростков, учащихся старших классов МОУ СОШ №5 г. Мурманска, в объеме 25 человек (7 девочек и 18 мальчиков). Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении научного знания по проблеме формирования самооценки подростков и ее влияния на характер межличностных взаимоотношений со сверстниками. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в практике школьного образования и воспитания. В качестве методологической основы исследования выступают общенаучные методы анализа, синтеза, диалектики, а также частнонаучные методы наблюдения, опросные методы, а также методы статистической обработки эмпирических данных. Основная гипотеза исследования: низкий социальный статус подростков в межличностных отношениях формирует низкую самооценку и наоборот, повышение статусного положения подростка способствует повышению уровня самооценки. Структура работы строится в соответствие с целью и задачами настоящей курсовой работы и включает следующие элементы: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Во введении обоснована актуальность темы, выделены объект и предмет исследования. Сформулированы гипотезы, цели и задачи, обозначена методологическая основа исследования. Раскрыта теоретическая и практическая значимость работы. Первая глава - Проблема самооценки и статуса подростка в психологии» - посвящена теоретическому анализу научной литературы, раскрывающему специфику феноменов самооценки и статуса личности в подростковом возрасте. Во второй главе «Изучение связи оценки окружающих с самооценкой в подростковом возрасте» описываются этапы и методы исследования, приводятся, анализируются и обсуждаются полученные результаты. В заключении сформулированы выводы по теоретическому и эмпирическому исследованию. Список литературы включает 31 источник.

Читать дальше
В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи: - Самооценка рассмотрена как психологическая категория. - Выявлены (рассмотрены) особенности самооценки в подростковом возрасте. - Проведена и проанализирована экспериментальная работа по диагностике самооценки подростков. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов: - Когнитивный; - Оценочный; - Поведенческий; Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие. В опытно-практической работе проведено диагностическое исследование в 8 классе МОУ СОШ № 5 с использованием следующих методик: 1.Исследование самооценки по методике Будасси. 2.Социометрия 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Результаты показали, что низкий уровень самооценки является возрастной нормой для подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе. Вместе с тем, мы не получили статистически значимых данных, указывающих на прямую связь оценки окружающих и самооценки.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с. 2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с. 4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал - 1992. - № 4. – С. 33 – 38 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с. 6. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с. 7. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с. 8. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. псих. - 1989, - № 1. - С. 21 – 26 9. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с. 10. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане). - М.: Психологический институт РАО им. Л. Г. Щукиной, 1972 11. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. 12. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с. 13. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с. 14. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков// Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., 1972. - с. 112 – 146 15. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с. 16. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с. 17. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с. 18. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с. 19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с. 20. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир 1994 21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с. 22. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академия, 2002. 23. Самооценка и ее влияние на межличностные отношения / Под ред. М.В. Смирновой. – М.: ЭСТ, 2000. 24. Сафин В. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. // Вопросы психологии, 1975 – № 3. 25. Соколова Е.А. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1996. 26. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высшая школа, 1990 27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с. 28. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с. 29. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с 30. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996. 31. Ярцен Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей // Прикладная психология, - 1999. - № 4, - с. 75 – 79.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image