Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 7 1.1. Основные подходы к определению сущности понятия «профессиональное самоопределение» 7 1.2. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 17 1.3. Проблема сепарации и профессиональное самоопределение студентов 24 Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального самоопределения в период юности у студентов, живущих в родительском доме и вне него 32 2.1. Организация и методики исследования 32 2.2. Анализ и интерпретация результатов 38 2.3. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения студентов 64 Заключение 76 Библиография 79

Особенности профессионального самоопределения студентов, живущих в родительском доме и вне его

дипломная работа
60 страниц
100% уникальность
2011 год
46 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 7 1.1. Основные подходы к определению сущности понятия «профессиональное самоопределение» 7 1.2. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 17 1.3. Проблема сепарации и профессиональное самоопределение студентов 24 Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального самоопределения в период юности у студентов, живущих в родительском доме и вне него 32 2.1. Организация и методики исследования 32 2.2. Анализ и интерпретация результатов 38 2.3. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения студентов 64 Заключение 76 Библиография 79
Читать дальше
Профессиональное самоопределение - является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. В настоящее время в нашей стране продолжается период активных социально-экономических перемен, что вызывает изменения и в системе высшего профессионального образования. Одной из ведущих задач современного высшего образования является создание условий для профессионального самоопределения, способствующего эффективному становлению будущего специалиста, обеспечивающего раскрытие его творческого потенциала и самореализацию в обществе.


Чтобы заказать написание дипломной работы по литературе нужно всего лишь заполнить форму заказа. Переходите по ссылке, заполняйте форму и мы поможем вам с написанием диплома!


. Профессиональная сфера деятельности, и особенно выбор профессии в современных условиях, вызывает большие трудности у современной молодёжи. Основной целью развития молодого человека является обретение эмоциональной и материальной независимости от родителей, как раз и является для нас наиболее интересным. Ведь с ростом продолжительности профессионального обучения и более поздним началом трудовой деятельности пребывание детей в родительском доме затягивается. Одновременно молодые люди дольше остаются в финансовой зависимости от родителей. В отдельных случаях процесс отделения от семьи затрудняется настолько, что становится вообще невозможным. В то же время многие молодые люди начинают трудовую деятельность сразу после окончания школы и отделяются от родительской семьи. Мы задаемся вопросом, какие особенности определяют то, что одни молодые люди уходят из родительской семьи, а другие остаются дома. Называемые причины можно отнести к одному из трех классов: территориальные, материальные и эмоциональные. Ниже приводится количество указываемых причин в подгруппах по классам: семьи и начинают самостоятельную жизнь, а другие остаются и живут в родительской семье, сохраняя материальную зависимость? Под самоопределением личности в психологической науке понимается «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» Проблема самоопределения, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, есть проблема определения своего способа жизни (жизни, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живёт человек или жизни, выводящей человека за его пределы, когда появляется ценностно-смысловое определение жизни), которая не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношения человека с миром. Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что профессиональные кризисы и психологическое содержание профессионального самоопределения не представлены в научной литературе четко и однозначно. Они описаны в нескольких, иногда альтернативных, ракурсах или вообще остаются вне поля зрения исследователей. Таким образом, тема моего исследования является актуальной. Теоретическая разработанность указанной проблемы может быть оценена как достаточно высокая. К делу изучения особенностей профессионального самоопределения студентов приложили такие видные психологи и педагоги, как: Е. А. Климов, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Т.Л. Миронова, В.А. Чикер, Н.С. Пряжников, И.П. Смирнов, В.Д. Шадриков и многие другие. В целом, теоретическую разработанность указанной проблемной области можно оценить как достаточно высокую, вместе с тем, отсутствуют частные исследования, которые бы смогли способствовать понимаю особенностей самоопределения студентов, живущих в родительском доме и вне него. Цель работы: Выявление особенностей профессионального самоопределения студентов, проживающих в домашних условиях или вне его. Объект - профессиональное самоопределение студентов Предмет – особенности профессионального самоопределения студентов живущих в родительском доме и вне него Гипотеза исследования: могут существовать особенности профессионального самоопределения студентов в зависимости от условий их социальной ситуации развития: для студентов, проживающих самостоятельно, характерны более высокий уровень самостоятельности, социального и эмоционального интеллекта, более осознанные мотивы выбора будущей профессии, чем для их сверстников, проживающих в родительской семье. Задачи исследования: 1. Характеристика основных подходов к определению сущности понятия «профессиональное самоопределение» 2. Изучение особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 3. Изучение проблемы сепарации и профессионального самоопределения студентов 4. Организация эмпирического исследования, направленно на изучение особенностей самоопределения студентов, живущих в родительском доме и вне него 5. Анализ полученных данных, а также их интерпретация 6. Формулирование ряда рекомендаций по организации психолого- педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения студентов Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты проясняет некоторые аспекты феномена профессионального самоопределения в юношеском периоде, а также характеризует некоторые особенности самоопределения студентов, проживающих как в родительском доме, так и вне него. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке программ сопровождения студентов на начальных этапах обучения в ВУЗе. Предложенные в работе рекомендации могут быть активно использованы в работе кураторов и иных специалистов, занимающихся воспитанием студентов ВУЗа. Структура работы включает: введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

Читать дальше
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д. В ходе экспериментального исследования особенностей самоопределения студентов, живущих в родительской семье и вне нее можно сделать целый ряд выводов: 1. Лица, которые живут вне родительского дома имеют более широкий круг общения. Инициативны, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняют обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. 2. Студенты, живущие вне родительского дома более социально пластичны, они быстрее вступают в социальное взаимодействие. 3. Студенты живущие в родительском доме имеют большее значение предают стабильности работы и места проживания, тогда как живущие в общежитии или в съемном жилье – более самодостаточны в плане денежных средств и имеют активную позицию относительно работы и будущей профессиональной деятельности. 4. Студенты, живущие как с родителями, так и вне родительского дома имеют примерно одинаковый уровень самостоятельности в планировании собственной деятельности и активности в целом. Вместе с тем, студенты проживающие в общежитии все же показывают более высокий уровень самостоятельности. 5. Уровень эмоционального интеллекта в двух частях исследуемой выборки различается не существенно. 6. Студенты, которые живущие отдельно от родителей имеют более высокие показатели социального интеллекта по сравнению со своими ровесниками, живущими в родительской семье. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность). В целом, данные лица способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они более эффективно умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Полученные данные подтверждают частично гипотезу нашего исследования о том, что могут существовать особенности профессионального самоопределения студентов в зависимости от условий их социальной ситуации развития: для студентов, проживающих самостоятельно, характерны более высокий уровень самостоятельности, социального и эмоционального интеллекта, более осознанные мотивы выбора будущей профессии, чем для их сверстников, проживающих в родительской семье.
Читать дальше
1. Елисеев О.П.Практикум по психологии личности. М. 2001 2. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 2002. 3. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие/ Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 4. Колесов, Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М.: Флинта, 2003. – 197 с. 5. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с. 6. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22. 7. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. - Улан - Удэ, 1999. 8. Немов, Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос, 1995. – 604 с. 9. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002. 10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996. 11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр "Академия", 2003. 12. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набе-режные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с. 13. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт – Петербург: Мастера психологии, 2000. 14. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006 15. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. - М, 2002. 16. Сторожева, Г.О. Школьному психологу о профессиональном самоопределении учащихся / Г.О. Сторожева // Воспитание школьников. – 2004. - №10. – С. 37-44. 17. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И.Додонов) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.132-134 18. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1990. 19. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопр. психологии. - М., 1998. 20. Френкин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. – СПб.: Питер, 2003. – 650 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image