Оглавление Введение 2 ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 5 Особенности организации психологической службы 5 Особенности деятельности онкологического центра по реабилитации детей с онкологией 13 Особенности эмоционально-личностной сферы людей, страдающих онкологическими заболеваниями 22 Внутренняя картина болезни у людей с онкологической паталогией 24 Тревога и стресс, как основной источник психотравмы онкобольных 27 Тревога как ведущий компонент стрессового состояния онкобольных 29 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАБОТЫ В ОНКОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ НА ПЕРСОНАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ 38 Экспериментальное исследование особенностей психологического статуса детей, страдающих онкологическими заболеваниями 38 Исследование особенностей личности персонала детского онкологического центра 46 Анализ полученных данных 53 Заключение 60 Список литературы 68 Приложение. 74

Организация психологической службы в онкоцентре для работы с больными детей

дипломная работа
Психология
80 страниц
100% уникальность
2011 год
177 просмотров
Клепикова Е.
Эксперт по предмету «Психология менеджмента»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 2 ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 5 Особенности организации психологической службы 5 Особенности деятельности онкологического центра по реабилитации детей с онкологией 13 Особенности эмоционально-личностной сферы людей, страдающих онкологическими заболеваниями 22 Внутренняя картина болезни у людей с онкологической паталогией 24 Тревога и стресс, как основной источник психотравмы онкобольных 27 Тревога как ведущий компонент стрессового состояния онкобольных 29 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАБОТЫ В ОНКОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ НА ПЕРСОНАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ 38 Экспериментальное исследование особенностей психологического статуса детей, страдающих онкологическими заболеваниями 38 Исследование особенностей личности персонала детского онкологического центра 46 Анализ полученных данных 53 Заключение 60 Список литературы 68 Приложение. 74
Читать дальше
Актуальность. Большинство людей убеждены, что злокачественные опухоли у детей практически не встречаются, а в случае, когда у ребенка и выявляется то или иное злокачественное заболевание, то оно неизлечимо. К сожалению, и многие медицинские работники, к которым обращаются родители, придерживаются приблизительно той же точки зрения. Очень печально, что информация, получаемая родителями, которые в связи со свалившимся на них горем вообще теряют способность трезво оценить ситуацию, приводит к тому, что они начинают искать людей, обещающих излечение (а их в последнее время появилось очень много). В результате упускается время для своевременной диагностики и начала квалифицированного лечения у специалистов. Как же обстоит дело при объективном рассмотрении? Злокачественные опухоли у детей, являясь, к счастью, достаточно редким заболеванием, тем не менее, среди причин смертности детей в возрасте до 15 лет занимают после травм второе место.


Нет времени написать курсовой проект ? Доверьтесь Work5.


. Как показывают данные статистических исследований, ежегодно из 100 тысяч детей этого возраста у 14-15 выявляются злокачественные новообразования. Вместе с тем, хорошо известно, что рак лучше всего лечится в ранних стадиях, а кто, как не родители, общающиеся с ребенком каждый день, смогут вовремя заметить изменения в его состоянии и обратиться к специалистам? Благодаря возможностям современной медицины большинство детей, заболевших раком, выявленным на ранних стадиях, может быть полностью излечено. Структура онкологической заболеваемости практически не меняется. На первом по частоте месте среди злокачественных заболеваний у детей находятся лейкозы (рак крови), составляя около трети заболевших. Вторыми по частоте являются опухоли мозга, которые выявляются менее чем у трети заболевших. Все остальные локализации злокачественных опухолей составляют около 40%. Если принять во внимание, что в детском возрасте злокачественная опухоль может развиться в любом органе, то становится объяснимым многообразие их первых симптомов. Таким образом, доказана необходимость изучения методов помощи больным детям и персоналу лечебных учреждений, на которых сваливается огромное количество работы. Объект: психологические особенности детей с онкологическими заболеваниями, проходящие курс лечения в онкологическом центре и особенности психологического состояния персонала данного учреждения. Предмет: Дети с онкологическими заболеваниями и персонал онкологического центра. Цель исследования: изучить структуры эмоциональных нарушений у больных и особенности личности работающего в онкоцентре персонала. Задачи исследования: 1. Выявить эмоциональные нарушения у детей с онкологическими заболеваниями. 2. Изучить особенности психологического статуса персонала медицинского учреждения. 3. Сопоставить полученные результаты и провести анализ и интерпретацию результатов. 4. Выявить взаимосвязь эмоционального состояния пациентов и персонала центра реабилитации. 5. Описать методы профилактики эмоционального выгорания и возможные методы лечения. Гипотеза исследования: в своей работе мы предполагаем, что у больных детей чаще всего будут проявляться нарушения эмоционально-личностной сферы, такие как тревога и депрессия, у персонала центра в свою очередь как реакция отрицания чаще будет встречаться эмоциональная холодность и выгорание. Методологическую основу составили работы F. Alexander, работы по описанию взаимоотношений врача и больного Харди и описание внутренней картины болезни Лурия, а также другие известные авторы, давшие начало изучению такой серьезной проблемы как эмоциональное выгорание, тревога и стресс у онкобольных. Методы исследования: а)методики для больных детей: 1)рисунок несуществующего животного, 2)тест цто (Эткинд), 3) дом, дерево, человек,4) тест руки Вагнера, 5)тест Люшера В б) методики для персонала, который работает в онкологии (доктора,психологи,медсестра): 1)тест Кеттела, 2)тест Лери, 3)эмоциональное выгорание Бойко, 4)стрессоустойчивость. ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 2 Особенности организации психологической службы В последнее время организация психологической службы в нашей становится все более и более широко. Развивается тенденция внедрения психологов в разные сферы жизни общества, это и медицина, и образование, поддержка населения в трудных жизненных ситуациях, а также психология управления на предприятиях, инженерная психология и т.д. Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог- практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными: 1. психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях; 2. психолого – медико - педагогические комиссии . 3. школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений; 4. семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные; 5. психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях; 6. профориентационные консультативные центры; 7. психологические экспертные службы при медицинских, образовательных, правоохранительных и др. учреждениях; 8. геронтопсихологические службы, работающие при медицинских, социальных учреждениях и по территориальному признаку; 9. акмеологические центры и т.д. В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами. Как в нашей стране, так и за рубежом психологическая поддержка населения обеспечивается, как правило, путем сочетания разных организационных форм работы. В зависимости от того каким образом работает психолог можно выделить «прямое» и «непрямое» воздействие. При варианте «прямой» службы психолог получает запрос на решение определенной проблемы от родителя или специалиста, работающего с ребенком (например, учителя), а затем лично и непосредственно взаимодействует с ребенком, осуществляя диагностику и коррекцию. При варианте «непрямой» службы психолог консультирует родителей, педагогов либо иных специалистов, работающих с детьми; личный контакт психолога и ребенка с трудностями развития отсутствует. Обязательным условием работы психолога является соблюдение этическим норм и правил, таких как: 1. Принцип конфиденциальности. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов и других клиентов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и добровольным. Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и спецификой Центра (Службы). Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности педагога-психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста). Руководители учреждений, по запросам которых проводится психологическое обследование (исследование), должны быть предупреждены о том, что на них распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту. 2. Принцип компетентности. Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии. Психолог применяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. В интересах оптимального выполнения своей задачи педагог-психолог сотрудничает с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости педагог-психолог консультируется с экспертом в соответствующей области (руководителем методического объединения и другими специалистами). Психолог по поручению специалистов Управления Образования имеет право проводить анализ использования психологических методик педагогами и другими участниками образовательного процесса. 3. Принцип ответственности Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия общества. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окончания этой работы. 4. Принцип этической и юридической правомочности. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологических исследований. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией любого уровня психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации Центра и профессиональной психологической общественности (методическое объединение). Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентами и общественностью. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. В случаях, когда необходимо психологическое заключение, он выступает в качестве должностного лица, помня, что его мнение играет важную роль в защите интересов общества и конкретного гражданина. 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать информации о специальных диагностических методах. Информация о таких методах возможна только в сообщениях для специалистов. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент. 6. Принцип благополучия клиента. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, учащихся, супервизоров и других участников исследований. В случаях, когда обязанности педагога- психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом “не навреди”. Психолог должен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм, уважать личность человека, с которым работает. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. 7. Принцип профессиональной кооперации. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает об этических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будет нарушено право на конфиденциальность. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию областного научно- методического совета службы практической психологии образования. Психолог при рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает конфиденциальность и авторские права После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне. 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие В процессе диагностики или психологического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту. Психолог должен информировать участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Педагог-психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках. 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога. Психолог должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуются непрофессионалы или когда исследование болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности, как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психологического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практическим нуждам заказчика. При выступлениях в средствах массовой информации психолог должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и практики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные изменения в общественном мнении или эмоциональном состоянии адресата. Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.

Читать дальше
Заключение Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике является проблемы реакции личности на болезнь. От того, как больной относится к своему заболеванию зависит общий успех лечения. Анализ современного состояния проблемы на основании более чем 50 литературных источников позволил предположить, что особенности личностного реагирования больного на ситуацию онкологического заболевания наиболее ярко представлены в эмоциональной сфере и что отношение к своей болезни зависит от эмоционального состояния больного. Онкологические, как и все другие тяжелые заболевания у многих больных вызывают мощный психологический стресс. Сопутствующие психологическому стрессу отрицательные эмоции, отрешенность могут усугубить течение болезни. Купирование на первых этапах терапии неблагоприятных эмоциональных воздействий, представляется не менее важной задачей, чем непосредственное лечение соматического заболевания. Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутое предположение о влиянии эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни. Эмоциональной реакцией на заболевание пациентов с диагнозом «рак» является ощущение внутренней напряженности, страха, повышение общего уровня тревоги, неуверенности в себе, появление страха за будущее. На фоне всех реакций и дополнительно неполной и неправильной информации (со слов знакомых) о таком заболевании, у больного занижается самооценка, он как бы «пассует» перед болезнью. В этом случае требуется квалифицированная психологическая помощь. Изложенные выше закономерности представляются значимыми и с практической точки зрения. Учет этих закономерностей позволяет разрабатывать реабилитационные программы с учетом особенностей таких пациентов, что обеспечит в конечном итоге высокую эффективность лечения онкологического заболевания. К функциям специалистов системы медико-социальной работы в детской онкологии относится постановка, выделение, изучение проблем больных детей и их родителей. Проблемы больных с онкопатологией имеют многообразные формы. Химиотерапия, облучение и операции приводят к инвалидизации большинства этих детей, многократные госпитализации и длительное амбулаторное лечение порождают психологические проблемы: деформации межличностных отношений, трудности в усвоении школьных программ и пр. Впоследствии, когда эти дети становятся старше, у многих затрудняется профессиональная ориентация. Часто и у детей, и у взрослых, перенесших онкологическое заболевание, возникает социальная дезадаптация. В перечень проблем, больных с онкопатологией входят: социальные, психологические, проблемы связанные с отсутствием доступной информации для больных и их семей по различным аспектам медицинской, социальной, юридической и другим видам помощи. Предметом нашего дальнейшего рассмотрения станут психологические проблемы больного ребенка и его семьи. Психологические проблемы детей, больных онкологическими заболеваниями, могут включать следующие аспекты: 1) психические расстройства, связанные с течением соматического заболевания; 2) влияние болезни на психическое развитие ребенка; 3) влияние стрессов на развитие заболевания; 4) влияние семьи на состояние больного ребенка и влияние хронически больного ребенка на психологический климат в семье [3]. Кроме того, важным аспектом является эффективность процесса адаптации ребенка к условиям лечения. Важную роль в процессе адаптации ребенка играют психологические факторы, которые ученые объединяют в феномен внутренней картины болезни. Очень тяжелыми для ребенка любого возраста являются первые дни пребывания в стационаре. Понимание, что он болен чем-то серьезным (особенно у детей школьного возраста), страх перед обследованиями, усиливающийся при общении со сверстниками, которые длительное время находятся в клинике и хорошо осведомлены о лечебных и диагностических методах (стернальная и люмбальная пункции, трепанобиопсия, пункционные биопсии, внутривенные введения и т. д.) являются одним из факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние ребенка. Смена привычной для ребенка домашней обстановки на больничную, разлука с родителями и близкими друзьями накладывают отпечаток на поведение больного ребенка. Значительные психологические проблемы могут возникать при многократном поступлении больного ребенка в клинику. Тяжесть состояния больного, связанная с прогрессированием основного заболевания, значительная "усталость" от проведенных ранее процедур, осознание и еще большая боязнь (по сравнению с первичными исследованиями) повторных исследований требуют особого подхода к ребенку. Исследования, проведенные И. П. Киреевой, выявили, что у детей накануне или во время медицинских процедур появлялась плаксивость, отказы от еды, утрата навыков опрятности, речи, отказы от лечения, побеги из больницы. У детей отмечаются депрессивные состояния с почти постоянным снижением настроения. Дети утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками, появляется повышенный интерес к болезни. Часто дети оказывались в сложных отношениях с родителями. По мнению М. А. Бялик, Е. Е. Моисеенко, В. В. Николаевой, Н. А. Урядницкой, причинами психологической дезадаптации у детей могут быть: 1) недостаточная информированность ребенка о болезни; 2) отсутствие концепции болезни. В отечественной деонтологической традиции считается нежелательным, а в ряде случаев преступным информирование больного о неблагоприятном результате диагностического процесса. С другой стороны, многие дети, особенно подростки, уже на первых этапах лечения знают свой диагноз. В ряде англоязычных публикаций отмечается, что дети должны знать о своей болезни все что хотят. Психологический стресс может быть ослаблен с помощью знакомства с литературой, путем построения психотерапевтической работы. Еще одной проблемой, возникающей во время лечения, является отношение ребенка к физическому дефекту (облысение, дефекты на лице), вызванному лечением. Обычно физические дефекты очень переживаются детьми, особенно девочками. Большое влияние на течение заболевания играет отношение родителей к болезни и самому ребенку. Родительские установки в отношении болезни и процесса лечения влияют на психологическую адаптацию ребенка, на способ формирования им концепции болезни. Возникновение у ребенка онкологического заболевания является для родителей сильнейшей психотравмой. Родители подвержены влиянию сильной кризисной ситуации в их жизни - болезни ребенка. Исследования показывают, что самой большой жизненной трагедией является смерть ребенка. Тревога за ребенка не пропадает длительное время. В ситуации болезни многое по отношению к окружающему миру нивелируется. Психическая реакция на заболевание ребенка может быть разной степени выраженности, но незначительные нарушения психики присутствуют почти всегда. Проблемы ребенка с онкопатологией и его семьи не заканчиваются с окончанием лечения. Специалисты отмечают ряд проблем, которые испытывает семья после окончания лечения: 1) депрессии, иногда с идеями самообвинения; 2) напряженные отношения с болевшим ребенком; 3) ухудшения отношений с близкими (супругами), одиночество. Выход в ремиссию - критический этап в жизни семьи. Семья долгое время переживает последствия стресса, вызванного заболеванием. Нарушение психологической адаптации семей рассматривают в рамках посттравматических стрессовых реакций. У ребенка в период ремиссии может возникать страх за здоровье и жизнь, боязнь снова попасть в больницу, ощущение особой ранимости и уязвимости. Такие дети пунктуальные в соблюдении режима, диеты. Пунктуальность во всем представляется как защита от опасности. Дети часто стараются общаться с взрослыми, замыкаются дома. В то же время "взрослость" не сопровождается самостоятельностью. Отмечается, чем младше ребенок, тем более значимы последствия перенесенной химиолучевой терапии; родители сообщают об отдаленных последствиях в виде нарушений памяти, внимания, дети часто расторможены, неусидчивы, беспокойны, иногда вялы, апатичны. Старшие дети демонстрируют невротическую симптоматику. Подростки часто усваивают "инвалидное поведение" как метод манипуляций. Дошкольники, находящиеся в стадии ремиссии, имеют потребности в физическом и эмоциональном покое, пассивности. Такое поведение является защитным, поверхностным, скрывающим за собой тревожность, уязвимость. Кроме того, у больных детей часто встречаются нарушения временной перспективы, снижение интересов, любознательности по отношению к окружающему миру, мотивации достижений и т. д. Работа с онкологическими больными детьми оказывает влияние также и на медицинский персонал. Согласно исследованиям, медицинский персонал, работающий с тяжелобольными, часто находится в состоянии психологического стресса. Сами врачи указывают на личностные трудности, проблемы и негативные последствия своей работы. Только поверхностный обзор психологических проблем, сопряженных с заболеванием ребенка онкологической патологией, со всей очевидностью указывает на необходимость психологического сопровождения больных детей и их родителей на госпитальном и постгоспитальном этапах. С позиций биопсихосоциальной модели болезни это проблема не только душевных страданий и развития ребенка, это и путь к повышению эффективности лечения. С целью анализа потребностей в психологической помощи детям с онкопатологией и их родителям нами проведено исследование на базе Областного онкологического диспансера г. Кемерово, в отделении детской онкологии. В исследовании принимало участие 20 человек, из них: 10 - родители детей находящихся на лечении, и 10 - медицинский персонал. Метод исследования - рмализованное интервью с использованием шкальных вопросов. В целом и родители, и медицинские работники очень высоко оценили потребность в психологической помощи: средний бал - 8,1 и 9,7 (по 10 балльной шкале) соответственно. Респонденты единодушны и в оценке степени удовлетворенности психологической помощью - 3 и 2,2 балла, т. е. она оценивается как крайне низкая. В ходе исследования нами были выявлены основные психологические проблемы, актуальность и необходимость решения которых отмечается респондентами обеих групп. Хотелось бы также отметить, что наибольшее внимание в последнее время оказывается психологическому статусу больных, необходимо также отметить и огромный стресс для личности персонала, который каждый день общается с больными детьми. В результате нашего исследования хотелось бы отметить, что основными качествами, которые обретают специалисты становятся эмоциональная холодность и эмоциональное выгорание. Этот чрезвычайно важный психологический фактор и для пациентов, и для медперсонала практически никогда не становился предметом отдельного внимания психологов. Однако, как нам кажется, суть проблемы состоит не только в психологических механизмах взаимодействия, но и в менталитете, точнее, в отношении к больному человеку. А именно, концентрация на болезни, а не на человеке. В реальности это выражается в том, что больной человек воспринимается чаще всего как неполноценный, или как капризный ребенок, требующий к себе повышенного внимания. Данная ситуация осложняется тем, что пациенты, во-первых, находятся в кризисной ситуации – их личное пространство ограничено кроватью, они находятся в кругу чужих людей, испытывают разного рода телесный и психологический дискомфорт. Во-вторых, они не являются «партнерами» в общении с медсестрами, так как находятся в полной от них зависимости. По этой причине они либо нарочито много требуют, либо бояться попросить даже необходимое, чтобы не навлекать неудовольствие медперсонала. В конечном счете, проблема заключается в следующем: пациентов есть некоторые ожидания (или требования) к качеству ухода за ними со стороны медперсонала, а медперсонал чаще всего не принимает такие ожидания, воспринимая их как «претензии» или «капризы». То есть имеет место некоторая нестыковка в «психологическом образе медсестры», который присутствует у пациентов и в «психологическом образе медсестры», который сама медсестра считает наиболее правильным и в соответствие с которым сознательно или бессознательно и действует. Поскольку мы только начинаем исследование на эту тему, мы не можем предложить конкретный способ решения этой проблемы. Но общая идея, как нам кажется, должна заключаться в постепенном приведении в соответствие этих образов с помощью психологической работы как с пациентами, так и с медперсоналом. Кроме общей проблемы отношений с пациентами вообще, существует и более частная проблема. Это привязанность к пациентам. Случаи, когда медсестра по человечески симпатизирует кому-то из пациентов, особенно часты в тех отделениях, где люди находятся подолгу, или в хосписах, которые для некоторых пациентов становятся домом. Смерть такого пациента, с которым сложились дружеские отношения, может очень сильно психологически травмировать медсестру, и в такой ситуации может потребоваться индивидуальная психологическая помощь. В связи с этим, часто у медицинского персонала часто наблюдается синдром эмоционального выгорания. Для его преодоления необходимо: 1. Психотерапия (когнитивно-бихевиоральные, релаксационные техники, недирективная психотерапия, интегративная психотерапия). 2. Фармакологическое лечение согласно симптомам, т.е. антидепрессанты, транквилизаторы, .-адреноблокаторы, снотворные средства, препараты нейрометаболического действия. 3. Реорганизация рабочего окружения. 4. Комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитациейи переобучением. Необходимо также отметить, что данная проблема недостаточно разработана в настоящее время и требует дальнейшей разработки в области профилактики и психологической помощи персоналу онкологических учреждений.
Читать дальше
Список литературы 6. Астахов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // прикладная психология.- 1999.- №1- С.41-47. 7. Александер, Ф. Психосоматическая медицина.- М.: Геррус, 2003.-350с. 8. Анциферова, Л.И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. - М: «Наука», 1990- С.7-17 9. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. (Обзор литературы). // Российский психиатрический журнал, 1998, №3. — С. 61-69 10. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: «Медицина», 1988- 270с. 11. Блейхер, В.М. Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – М., 1995. – 582 с. С. 439 12. Блинов, Н.Н., Хомяков, И.П., Шиповников Н.Б. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу // Вопросы онкологии.- 1990.- №8.- С.966-969. 13. Бройтигам, В., Кристиан, П., Рад М. Психосоматическая медицина. Краткий учебник.- М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.- 376 с. 14. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л.Наука, 1998.- 269с. 15. Василюк, Ф.Е Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций. //Психологический журнал,1995, №3- С.90-101 16. Введение в психологию./ Под ред. Петровского А.В.- М.: «Академия», 1995 – 496с. 17. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3-29 18. Вундт, В. Психология душевных волнений / Под.ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.48-65 19. Гнездилов, А.В. Психология и психотерапия потерь.- СПб: Речь, 2002.- 162с. 20. Джемс, У. Что такое эмоция? / Под. Ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.86-96 21. Клапаред Чувства и эмоции./ Под ред К.В.Вилюнаса, ЮБ. Гиппенрейтер. .- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.97-106 22. Коблер-Росс. О смерти и умирании.- Киев: София, 2001-320с. 23. Коган, Б.М. Стресс и адаптация.- М.: «Знание», 1980-64с. 24. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского- 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 568с. 25. Лазарус, Р. Теория тресса и психофизиологические исследования //Эмоциональны й стресс/ Под ред. Л.Леви.: Медицина, 1970.- 328с. – С.178-208. 26. Лакосина, Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология.- 2-е изд.,-М.: Медицина, 1984.- 272с. 27. Любан-Плоцца, Б., Пельдингер, В., Крегер, Ф. Психосоматический больной на приеме у врача.- СПб.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1994.- 245 с. 28. Марычев, А.А. О возможностях реабилитации онкологических больных после радикального лечения М.:1978. 29. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и тревожность: Хрестоматия/ сост. Астапов В.М.- СПб.: Питер, 2001.- 256с.- С.215-224 30. Наенко, Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд. Московского университета, 1976.- 112с. 31. Немов, Р.С. Психология .кн.3- М: «Просвещение»: «Владос», 1995.- 512с. 32. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд.ЛГУ, 1983.- 168 с. 33. Применение интегративного тестатревожности : Методические рекомендации.- СПб.: Изд. Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева, 2001.- 16с. 34. Русина, Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно –методический журнал.- 2002.- №4.- с.152-160. 35. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме.- М.-: Медгиз, 1960-254 с. 36. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2001.- 350с. 37. Смулевич, А.Б., Психосоматические расстройства //www. consilium- medicum. com/ media/psycho. 38. Собчик, Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: МИВ- метод цветовых выборов.- СПб.: Речь, 2002.- 112с. 39. Спилбергер, Е. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте/ сост. Ханин Ю.- М.- : Физкультура и спорт, 1983.- с.12-24 40. Столяренко, Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.- 736с. 41. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.- М.: Медицина, 1981.- 232с. 42. Чаклин, А.В. Психологические аспекты онкологии // Вопросы онкологии- 1992.- №7.- С.873-888. 43. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 304 с. С. 29 44. Псисихология личности: словарь-справочник. / Под ред Горностай П., Титаренко Т. К.: «Рута», 2001. 45. Селье, Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. – 94 с. 46. Смулевич, А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. Том 2/N 2/2000. 47. Судаков, К.В. Эмоциональный стресс и артериальная гипертензия. – М., 1976. С. 116. 48. Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем. – М.: Медицина, 1984. С. 224. 49. Усачева, О.В., Корнеева, Е.Н.. Исследование установок детей, больных бронхиальной астмой // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3 (36). С. 1 – 5. 50. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты / под общ. ред. акад. РАМН К. В. Судакова, члена-корресп. РАМН В. И. Петрова. – Волгоград, 1997. 51. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1980. 52. John, W. Green and Lynn, S. Walker - Psychosomatic problems and stress in adolescence/ pediatric clinics of north America, 1997, Vоl. 44, N. 6 53. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л.: Медицина, 1980. – 184 с. 54. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984. – 272 с. 55. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. – М.: Медицина, 1997. – 111 с. 56. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. – 112 с. 57. Петерсон Б.Е. Онкология. – М.: Медицина, 1980. – 448 с. 58. Психогенные реакции у онкологических больных: Методические рекомендации / Сост. Е.Ф. Бажин, А.В. Гнездилов / Под ред. М.М. Кабанова, Н.П. Напалкова. – Л., 1983. – 36 с. 59. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: Медицина, 1984. – 192 с. 60. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – изд. пятое, перераб. и доп. / Пер. с венг. М. Алекса. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1988. – 340 с. 61. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом 'Филинъ'', 1996. 62. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет. 63. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство Флинта", 2001 г. 64. 4. Орел В.Е. Феномен выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь. 65. Трунов Д.Г. Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., 5. 66. 6.Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. Вопросы психологии",1994 г., 6. 67. Скугаревская М.М. Диагностика, профилактика и лечение Синдрома эмоционального выгорания. Беларусский государственный медицинский университет. 2003г.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image