Как известно, основными источниками сведений о движении декабристов являются материалы следствия над ними и воспоминания и записки самих декабристов. Оба эти вида источников являются достаточно сложными для исследования и ставят ряд специфических источниковедческих проблем, которые нельзя считать исчерпанными, несмотря на обширность литературы, посвященной декабристам. Возможность сопоставить оба вида источников между собой и выявить их информационные возможности дает анализ той части декабристского мемуарного наследия, которая посвящена собственно рассказу о ходе следствия. Такого рода исследование до сих пор не осуществлялось, хотя редкий труд по декабристам обходился без сопоставления информации следственных материалов и мемуаристики, но как правило при этом объектом рассмотрения являлись различные аспекты истории тайных обществ и восстаний декабристов, содержание их программ. История же собственно следствия привлекала меньше внимания, а обращавшиеся к ней исследователи, используя сведения из мемуаров для уточнения или опровержения данных источников официального происхождения, не ставили специальной целью анализ самих мемуарных памятников. Однако именно обращение к истории следствия дает прекрасную возможность оценить мемуарный памятник в целом, особенности памяти и манеры изложения автора, так как ход следствия известен нам достаточно точно, в отличие от других сюжетов по истории декабризма.
Все описания следствия декабристами имеют между собой много общего, и не только в части фактов, что естественно, но и в самом подходе к повествованию. Приступая к рассказу об этом драматическом периоде своей жизни, декабристы явно предпочитали описывать тюремный быт, свои лишения и переживания, уделяя им гораздо больше внимания, чем собственно следствию. Это объясняется некоторой полемической направленностью записок и стремлением авторов написать не столько свою биографию, сколько историю движения, в котором они участвовали; романтическими литературными стереотипами той эпохи, предполагавшими повествование о страданиях благородного узника, несправедливости его притеснителей, а не о гораздо более приземленных вещах - ходе допросов в Следственном Комитете, содержании заданных вопросов и ответов на них, объяснении мотивов поведения.
Н.В. Басаргин оставил воспоминания об училище для колонновожатых и Муравьеве Н.Н. (напечатаны в "Русском Архиве" за 1868 год, кн. 4 и 5), и "Записки", напечатанные Бартеневым в "Девятнадцатом веке" (ч. I) (отдельно изданы в 1872 году). "Записки" занимают видное место среди мемуаров декабристов. Написанные просто, правдиво, кратко, они дают мало сведений о ходе движения, но превосходно рисуют облик самого Басаргина и его мировоззрение, а также ценны по данным, касающимся жизни декабристов в Сибири (в них вошел устав артели декабристов). Имеет также значение содержащийся в "Записках" бытовой материал, особенно рассказ о каторжнике Масленникове и о "2-х сестрах".
Основная мысль Басаргина: всякий человек способен издать "сочувствующий добру звук". Преступников "следовало бы лечить с особенным вниманием и любовью, а не преграждать им все пути к исправлению".
Басаргин мечтает о времени, когда из уголовных законов исчезнет "средневековое правило возмездия". В заключении "Записок" Басаргин выражает горячую радость по поводу того, что крепостное право "издыхает".
Используя такие лексические языковые средства как фразеологизмы, историзмы, архаизмы, специальные слова и заимствованную лексику, автор делает «Записки» простыми в понимании, но в то же время красочно воссоздающими картину времени. Но, пожалуй, главным литературным приемом является присутствие автора в повествовании, так называемое авторское «Я».