Введение 3
1 Глава Средневековье 4
1.1 Городское право средневековья 4
1.2 Исторические основы городского управления 5
2 Глава Российская империя (1721-1917) 9
2.1 Формирование российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления 9
2.2 Разделение России на губернии 11
2.3 Городская реформа 1870 г. 13
3 Глава Советское право 20
3.1 Принцип единства 20
3.2 Съезд советов, избирательное право 21
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 32
Читать дальше
Практика самоуправления имеет глубокие корни в человеческой истории. Она имела место и в Древнем мире, и в обществе нового времени, в жизни самых разных народов и государств. Идея территориального самоуправления, зародившись в глубокой древности, получила затем глубокую научную и литературную разработку в политических сочинениях самых разных направлений: утопических, либеральных, марксистских, социал-демократических. С XVIII века она используется в конституциях многих стран, в программах политических партий, в международных документах. Основанные на реализации идеи самоуправления народа системы политической власти и управления все шире распространяются в современном мире, показывая свою эффективность.
Принципиальное значение для преобразований в современной России имеет отечественный опыт самоуправления. И дело не только в использовании национальных традиций, но и в необходимости учитывать сложившийся менталитет народа, исходить из реальных общественных условий .
Камнем преткновения в развитии местного самоуправления во всей истории России оставались одни и те же факторы: финансовая несамостоятельность местных органов, избирательные цензы, не позволявшие реально участвовать в самоуправлении большинству населения, причем именно тем категориям, которые более всего нуждались в его использовании в своих интересах (а значит, в интересах большинства и интересах самого города).
Городское самоуправление на протяжении своей истории было в значительной степени зависимо от центральных государственных органов власти; отмечаются периоды, когда его чиновники считались состоящими на государственной службе. Органы местного самоуправления не воспринимались как органы власти, а только как учреждения, управляющие местным хозяйством, и потому они не наделялись правительством реальными исполнительными и принудительными полномочиями. Отголоски этого подхода можно наблюдать и в современном нормативном регулировании местного самоуправления в РФ.
На протяжении почти всей истории самоуправления депутаты (гласные) представительных органов работали на общественных началах, не получая за свой труд никакой оплаты. Это приводило и до сих пор приводит к тому, что малообеспеченным слоям населения доступ в представительные органы крайне затруднен.
Действующая Конституция РФ гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории РФ и дает всем гражданам широкие возможности участия в решении вопросов местного значения. При дальнейшем урегулировании городского самоуправления в России следует учитывать накопленный исторический опыт, не допускать ошибок, которые некогда уже были совершены Правительством Российской империи, и перенять то лучшее, что уже прошло проверку временем.
В современном регулировании городского самоуправления должен быть использован следующий положительный исторический опыт:
- широкое участие горожан в решении местных вопросов с использованием форм непосредственной демократии (вечевые традиции);
- введение системы наказаний депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение своих обязанностей (система штрафов за непосещение гласными заседаний Думы);
- работа всех выборных лиц на местном уровне на освобожденной основе и с получением вознаграждения.
Следует учесть и отрицательный опыт, имевший место в течение развития городского самоуправления в России. На протяжении всей истории развития городского самоуправления не были закреплены в законодательных актах и гарантированы важнейшие права городского самоуправления. В частности, местные органы должны обязательно обладать собственными финансовыми полномочиями для решения вопросов местного значения. На деле они ими фактически никогда не наделялись, государство всегда стремилось к излишнему контролю на местах. Органы городского самоуправления должны быть в осуществлении своих полномочий максимально независимы от органов государственной власти. Участие в городском самоуправлении, в том числе в местных выборах, должно быть доступно всем совершеннолетним дееспособным жителям города. В этом аспекте городское самоуправление в России уже достигло неплохих результатов, однако до сих пор не урегулирован вопрос участия в местных самоуправлениях лиц без гражданства и иностранцев, постоянно проживающих на территории того или иного муниципального образования. Представляется, что их статус должен быть приравнен к статусу граждан России, проживающих в том или ином городе.
На местном уровне должно быть проведено четкое разделение исполнительной и нормотворческой властей. Отсутствие такого разделения было недостатком регулирования самоуправления на всем протяжении российской истории.
В настоящее время в регулировании городского самоуправления в России в результате развития городского самоуправления сформировались такие институты, как публичные слушания, собрания и сходы (аналоги веча); круг вопросов, относящихся к вопросам местного значения, определился еще во времена Петра I и Екатерины II; современная структура органов местного самоуправления имеет свои корни еще в Городовом положении 1870 г .
Читать дальше
1. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10 июля 1918 г. // Сборник узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным комиссаром юстиции. 1918. N 5. Ст. 582.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля 2002 г. // Российская газета. 19 апреля 2002 г. N 71.
3. Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт регулирования. С. 247 - 248.
4. Алпатов Ю.М. Статья: Развитие законодательства о городском самоуправлении в России "История государства и права", 2008, N 9
5. Васильев А.А. Муниципальное управление Конспект лекций Нижний Новгород 2002г.
6. Карамзин Н.М. История государства Российского. 1988.
7. Кеня И.А. Федерация, регионы и местное самоуправление: проблемы правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. N 3. С. 20 - 24.
8. Кудинов О.А История отечественного государства и права. Москва, 2004г.
9. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. С. 90.
10. Мохорова А.Ю. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Российской Федерации: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. С. 72.
11. Омелъченко О.А Всеобщая история государства и права, Москва 2000г.
12. Парадиз А., статья председатель Подкомитета Государственной Думы РФ по международному научному, культурному и гуманитарному сотрудничеству
15.03.1998
13. Рязанцев И.П., Адарченко С.А. Историко-правовые аспекты формирования местного самоуправления в Российской Федерации // Россия и социальные изменения в современном мире: Сб. научных докладов "Ломоносовские чтения 2004". М., 2004. Т. 1. С. 73.
14. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Отв.ред. Е.И.Индова. М., Юридическая литература, 1987.
15. Тюрин В. А. Местное самоуправление по Городовому положению 1870 года // Власть и городское самоуправление в Среднем Поволжье: опыт взаимодействия на рубеже XIX–XX веков. Самара, 2007. С. 34-55; То же [Электронный ресурс]. URL:http://rushist.ssu.samara.ru/books1/tjurin.pdf;
16. Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина Высочайше утверждено «Городовое положение» Российской империи [Электронный ресурс]. http://www.prlib.ru/
Читать дальше