Work5 занимается решением контрольных на заказ уже более 15-ти лет.
. Цель данной работы – изучить драматургию А.Н. Островского. Задачи работы: 1. Рассмотреть начало творческого пути А.Н. Островского. 2. Рассмотреть драматургию А.Н. Островского и театр. 3. Показать особенности драматургии Островского. Начало творческого пути Литературная деятельность Островского началась в 1847 году с публикации в «Московском городском листке» рассказов и очерков под общим названием «Записки замоскворецкого жителя», здесь же появился и драматический отрывок «Картины московской жизни» («Несостоятельный должник» и «Картина семейного счастья»). «Картина семейного счастья» переросла затем в пьесу «Банкрот», а затем — в «Свои люди — сочтемся!». Однако самый ранний литературный опыт Островского относится к 1843 — это «Сказание о том, как квартальный надзиратель пустился в пляс, или От великого до смешного только один шаг». Первые литературные публикации были прозаическими — незаконченная повесть «Не сошлись характерами» (1846), очерки и рассказы «Биография Яши», «Замоскворечье в праздник» и «Кузьма Самсоныч» (не позднее 1846—1947). Самым значительным прозаическим произведением Островского принято считать «Записки замоскворецкого жителя», в которых представлен своеобразный уклад жизни Замоскворечья, колоритные образы жителей этого уголка Москвы. Герои этого произведения были предшественниками комедийных персонажей Островского, проблемы и конфликты, которые были намечены в «Записках», позднее в полной мере получили развитие в пьесах драматурга[1]. Знакомство с Малым театром, его репертуаром, личная дружба со многими из актеров способствовали тому, что Островский оставил занятия прозой и начал писать пьесы. В 1846 он работает над пьесой «Свои люди — сочтемся!». Эту пьесу читали во многих московских домах, в московских литературных и театральных кружках, в том числе и в доме профессора словесности Московского университета С. Шевырева, у М. Погодина, в доме актера Малого театра Прова Садовского, который сам отлично разыгрывал ее для своих гостей. Именно тогда с пьесой познакомился и Н. Гоголь. Позже, прослушав ее вторично, Гоголь сказал: «...При несомненном и большом таланте автора проглядывается неопытность, юность в технике дела... Пишет как талант-самородок, сплеча, не оглядываясь. И руководствуясь только вдохновением. А это не годится и невозможно. Техника — другое вдохновение; вдохновение тогда, когда нет вдохновения!., но — талант, решительный талант!»[2]. Таким образом, с самого начала А.Н. Островский был принят как критиками, так и читателями. В дальнейшем его деятельность была связана с драматургией и театром. Драматургия Островского и театр 1850-е годы — время большого творческого подъема драматурга. Именно в эти годы увидели свет «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье». Комедия «Бедная невеста» (1851) была второй значительной пьесой Островского. Он отказался в ней от сатирического тона, столь характерного для писателей натуральной школы, проявил сочувствие к героям, наделив, в частности, главную героиню, Марию Андреевну Незабудкину, стремлением перевоспитать невежественного взяточника Беневоленского. Писемский, сравнивая пьесу с предыдущей, отмечал: «...Комизм ее тоньше, задушевнее — выведенные лица до того живы, что мне снятся во сне. Ох, как бы я сыграл каждого, все мне по душе. Последнее действие написано шекспировской кистью». Сатирические образы купцов-самодуров Пузатовых, Большовых сменились в новых пьесах Островского положительными образами купцов Русаковых, Бородкиных и других. В них воплотились такие черты русского человека, как широта характера, добросердечность, душевность. «Русаков — тип старого русского семьянина, — писал Островский об одном из героев пьесы "Не в свои сани не садись". — Человек добрый, но строгой нравственности, очень религиозный. Семейное счастье почитает высшим благом; любит дочь и знает ее добрую душу». Конечно же, драматург был далек от мысли идеализировать жизнь, но своими положительными героями стремился показать в комедиях торжество исконных патриархальных начал над новыми бездушными буржуазными, выдвигал на первый план доброе в характере русского человека[3]. К 1855 Островский написал девять пьес, и только четыре из них давались на сцене, но, по словам его друга и почитателя, критика Аполлона Григорьева, «эти четыре, без церемонии говоря, создали народный театр». Высокое и низкое, комическое и драматическое, повседневное и необычное реалистически сочеталось в его пьесах[4]. В 1856 Островский написал необычайно злободневную социально- аналитическую пьесу «Доходное место». В это время в обществе остро обсуждался вопрос о российской государственной системе, появилось множество художественных и публицистических произведений на эту тему. Самыми значительными из них стали «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина и «Доходное место» Островского. «Доходное место» было встречено современниками с большим воодушевлением. Пьесой восхищался Л. Толстой, написавший: «Это огромная вещь по глубине, силе верности современного значения и по безукоризненному лицу Юсова»[5]. Такой успех А.Н. Островского объясняется тем, что он не только был талантливым писателем, но и тем, что он смог уловить настроение народа, увидеть наиболее актуальные проблемы современности. Особенности драматургии Островского В 1857-1862 создается трилогия о Мише Бальзаминове. которая включает следующие пьесы: «Праздничный сон — до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся — чужая не приставай» (1861). «Женитьба Бальзаминова» (1862). В этих комедиях Островский использовал принципы водевильного жанра, а в самой фигуре Бальзаминова просматриваются черты как «простаков» и неудачников из водевильной драматургии, так и черты Хлестакова из комедии Гоголя. Действие пьес происходит в Замоскворечье, в них разыгрываются причудливые истории сватовства героя, в которых принимают участие рассудительная мамаша Бальзаминова. кухарка Матрена и сваха Красавина. Каждое похождение героя заканчивается тем, что его оскорбляют и прогоняют из дома очередной невесты, но в конце концов Бальзаминов, как и мечтал, находит себе состоятельную невесту. «Бальзаминовский цикл» напоминает сказочные истории. Например, сваха все время сравнивает Мишу со сказочными героями: то он выступает в качестве кавалера, полонившего королевишну, то в качестве стрелка, подстрелившего белую лебедушку. Образ Бальзаминова вырастает из русских народных пословиц и поговорок, которые щедро рассыпаны в речи Матрены, свахи, матушки. Мечты и неудачи Бальзаминова можно описать пословицей «Видит собака молоко, да рыло коротко», а сбывшуюся мечту — «Не было ни гроша, да вдруг алтын», а вся история жизни Миши Бальзаминова свидетельствует, что «дуракам счастье». Островским замечена характернейшая черта героев из купеческой или мещанской среды — тяга к иностранным, литературным словам и неумение ими пользоваться, они подслушаны у дворян, у интеллигенции, но в искаженном виде. Липочка Большова из пьесы «Свои люди — сочтемся!» произносили «капндон» вместо «купидон»; Подха-люзин говорит: «I гапрасно вы такой сюжет обо мне имеете» («Свои люди — сочтемся!»); Гордей Торцов («Бедность не порок») щеголяет словами «фипиянт», «небель» и др. Одним из значительных произведений Островского конца 1850-х следует считать драму «Гроза». В 1859 пьеса была поставлена на сиене. И сразу же в печати появились иронические отзывы о том, что драма задумана поистине с шекспировским размахом, и отмечалась несовместимость с высоким искусством среды «непросвещенного» простонародья. В частности, П. Анненков писал, что народный мир — инертная масса, в которой не может быть трагических характеров. Похожую мысль высказывает один из героев романа 11. Лескова «11екуда»: «В таком быту народа у него нет своей драмы, да и быть не может: у него есть уголовные дела, но уж никак не драма». Однако большинство современников поняли высокий смысл пьесы, высоко оиенил ее и Н.Лесков, прежде всего потому, что пьеса свидетельствовала о наличии в русской народной жизни истинных трагедий, драматических конфликтов. Через несколько лет (1865) под влиянием «Грозы» Лесков напишет повесть «Леди Макбет Миенского уезда». Как и Катерина Кабанова, героиня Лескова, Катерина Измайлова выходит замуж «не по любви или по какому влечению», «а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось». Катерина Измайлова, как и Катерина Кабанова, обладает от природы пылким характером, томится пустотой и скукой в доме свекра, обе тоскуют по настоящей любви и материнству, обе ощущают себя чужими в новой семье. Но в отличие от героини Островского, Катерина Измайлова несет в себе все те пороки и темные стороны, которые присущи столь ненавистному ей миру. Если Катерину Островского можно было назвать «лучом света в темном царстве», то о Катерине Измайловой верно было замечено, что «она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта»[6]. Пьеса Островского была удостоена Уваровской премии как лучшее произведение искусства и литературы. В 1859 увидело свет первое собрание сочинений Островского в двух томах. Этот факт стал поводом для Добролюбова дать разбор творчества драматурга и написать статью «Темное царство». История постановок многих пьес Островского была драматичной, они часто запрещались цензурой, требовавшей их доработок и переработок. В 1861 была запрещена пьеса «За чем пойдешь, то и найдешь», а в 1862 — «Козьма Захарьнч Минин-Сухорук». Устав от бесконечной борьбы за свои произведения. Островский решает прекратить работать для театра. В письме к другу актеру Бурдину он прямо заявляет: «Современных пьес я больше писать не буду: я уже давно занимаюсь русской негорней и хочу посвятить себя исключитс.тьно ей. буду писать хроники, но не для сиены». С 1862 по 1869 появляются исторические пьесы — «Козьма Захарьнч Минин- Сухорук», комедия «Воевода, или Сон на Волге» (1864), хроники «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино» (1867), драма «Василиса Мелентьева» (1868)[7]. Действующие лица пьес Островского чаще всего ясно очерченные социальные типы широкого и глубокого общения. Воспроизведя человеческие характеры крупным планом, резко выдвигая их ведущие черты, Островский не ограничивал их лишь этими определяющими чертами. Ведущая черта главенствует, но не поглощает другие и поэтому превращает образы Островского в единолинейные схемы, в олицетворение добра и зла, в абстрактные символы. Его образы обладают психологическим богатством и душевной красотой. Резкой очерченности характеров действующих лиц в драматургии Островского служат также часто встречающиеся значащие или говорящие фамилии (Пузатов, Кабаниха, Бозаев, Милонов, Тигрий Львоч Лютов). Основные образы – это образы больших человеческих страстей. В них сквозь социально- типическую, конкретно-историческую классовую сущность очень часто ярко просвечивает общенародное и общечеловеческое. Заключение За свою жизнь А.Н. Островский написал 47 оригинальных пьес, 7 в сотрудничестве, создав целый народный театр. Его заслуга состоит в расширении тематики русской драматургии, в его пьесах воспроизведена широкая полоса русской жизни с 40 – 80 гг. 19 века; он откликался на самые насущные вопросы своего времени. В эпоху, когда государственные театры официально считались «Императорскими», а провинциальные зрелищные учреждения были отданы предпринимателям, он выдвигал идею пересмотра театрального дела в России, доказывал необходимость замены театра коммерческого театром народным. В своих пьесах Островский изображал общественные явления, имеющие глубокие корни, - конфликты, истоки и причины, которых нередко восходят к отдаленным историческим эпохам. Каждый персонаж в пьесах Островского органически связан со своей средой, эпохой, историей своего народа. Во главу угла своей драматургии он ставил познание жизни, ее правдивое реалистическое изображение, размышления над наиболее актуальными и сложными вопросами для общества. Вот тогда театр становится школой жизни. Необходимо отметить, что общенародными чертами иногда отличаются в пьесах Островского не только последовательно положительные образы, такие как, Катерина, Параша («Горячее сердце»), Лариса, Кручинина («Без вины виноватые»), а и Любим Торцов, олицетворяющий и защищающий гуманность и правду. Широта и глубина социально-психологического обобщения делает пьесы Островского понятными, актуальными и сегодня. Список литературы 1. А.Н.Островский в воспоминаниях современников. – М., Художественная литература, 1966. – 631с. 2. Дубинская А.И. А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества.- Изд-во АН СССР, М., 1951. – 280с. 3. Лобанов М. Островский (ЖЗЛ). – М.: Молодая гвардия, 1989. – 432с. 4. Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского `Гроза` в русской критике и литературоведении. – М.: Азбука-классика, 2002. – 480с. 5. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., Советский писатель, 1973. – 432с. ----------------------- [1] Дубинская А.И. А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества.- Изд-во АН СССР, М., 1951. – 280с. [2] А.Н.Островский в воспоминаниях современников. – М., Художественная литература, 1966. – 631с. [3] Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., Советский писатель, 1973. – 432с. [4] Лобанов М. Островский (ЖЗЛ). – М.: Молодая гвардия, 1989. – 432с. [5] Дубинская А.И. А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества.- Изд-во АН СССР, М., 1951. – 280с. [6] Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского `Гроза` в русской критике и литературоведении. – М.: Азбука-классика, 2002. – 480с. [7] Лобанов М. Островский (ЖЗЛ). – М.: Молодая гвардия, 1989. – 432с.