Занятость является важнейшим элементом экономического механизма,
выступает сложной по содержанию и структуре экономической категорией. Во-
первых, занятость выражает совокупность определенных общественно-
экономических отношений, связанных с включением субъекта труда в
хозяйственную деятельность через различные формы участия населения в
общественно-полезной деятельности. Во-вторых, в социальном содержании
занятости заключается удовлетворение индивидуальных потребностей в
самовыражении и общественных потребностей в обеспечении населения рабочими
местами, а также товарами и услугами. В-третьих, демографическое содержание
занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половым составом
населения, его структурой и другими характеристиками. Поэтому категория
занятость представляется как совокупность взаимодействующих фаз, подсистем
и форм проявления.
Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития. К
настоящему времени сложилось несколько концептуальных подходов к анализу
занятости. Они базируются на различных исходных посылках рыночного
регулирования занятости и государственного вмешательства в экономику и
приводят к взаимно противоположным выводам.
Характерные признаки различных форм занятости: полная, эффективная,
рациональная, избыточная, вторичная, временная, дистанционная.
В 2001-2008 гг. уровень экономической занятости возрос во всех странах
ЕС, кроме Португалии и Румынии, где он снизился.
Тем не менее, в настоящее время в условиях развития мирового
финансового кризиса рынок труда большинства стран ЕС характеризовался
замедлением роста занятости. Количество безработных в большинстве стран ЕС
достиг максимума за последние годы.
Следует отметить, что особенности экономической занятости тесно
связано с экономическим циклом и экономическим ростом, хотя разразившийся в
2008 году мировой кризис не сразу отразился на рынке труда. Во-первых, этот
рынок всегда с некоторой задержкой реагирует на сильное сокращение
производства, измеряемого такими индикаторами, как ВВП. А, во-вторых,
несмотря на то, что кризис наступает одновременно для всех стран, его
воздействие на отдельные страны в значительной степени зависит от структуры
национальной экономики, которая трансформирует его влияние на рынок труда.
Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к
регулированию сферы занятости и рынка труда.
Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует
достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее
взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах
найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют
профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции — от
принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение
которых разрешено законом.
Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении
предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят
представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для
принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального
страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию
государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы,
пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые
системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и
работающих граждан.
В большинстве развитых стран Европы проводится активная политика
занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы
профессиональной подготовки населения и социального страхования,
ориентированные на рынок труда.
В целом, развитие рынка труда ЕС предусматривает создание гибких
условий занятости, чтобы люди могли сочетать экономическую активность с
выполнением семейных обязанностей, обучением и другими видами социальной
активности в соответствии со своими индивидуальными возможностями. В
частности, стало устойчивой тенденцией постепенное повышение доли занятых
неполное рабочее время.
Тем не менее, опыт европейских стран показал, что эффективных способов
борьбы с длительной безработицей не было найдено. При оживлении экономики
появившиеся рабочие места занимаются теми, кто был безработным недолго и не
потерял квалификацию. Политика государств ЕС в сфере занятости, проводимая
по принципам социальной ориентированности, в случае длительной безработицы
оказалась малоэффективной. Эта политика через систему коллективных
договоров не дает возможности предпринимателям легко увольнять работников,
а потерявшие работу длительное время живут на довольно высокие пособия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ